Сказка Имени


Волшебный клубок
 


Большинство людей воспринимают миф и сказку как фантастические истории, выдумку, никак не связанную с реальной жизнью. Между тем, в начале прошлого века знаменитый российский философ, знаток античности А.Лосев писал: «Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в наибольшей степени напряженная реальность. Это не выдумка, но — яркая и на самом деле оригинальная действительность».

Едва ли не самое важное место миф занимает в трудах австрийского психолога и философа К.Г.Юнга. Именно через это понятие Юнг объяснял связь между обществом и личностью, индивидуальным и коллективным, и определял миф как психическое явление, которое отображает глубинную сущность человеческой природы: «Миф — это то, что происходит с нами». В своих трудах Юнг пришел к выводу, что миф является инструментом постижения абсолютной истины, и понимать его необходимо как определенную систему, моделирующую в сознании индивидов окружающий мир и способы взаимодействия с ним.

Сказка также имеет мало общего с выдумкой. Само слово «сказка», согласно официальной науке, происходит от слова «казать» (перечень, список, точное описание).

В культурологической литературе, зачастую, миф противопоставляется сказке, как сакральное и профанное, эзотерическое и экзотерическое. Однако, противопоставление это искусственное. На самом деле миф и сказка — части одного целого. Известный исследователь сказки В.Пропп считал, что сюжеты сказок ориентированы на развитие личности, обретение определенных душевных качеств и соблюдение внутренних правил. Сказка — это история, которая может случиться на символическом уровне и, действительно случается с каждым. Потому неудивительно, что, например, современные психология и психоанализ видят в сказках сюжеты индивидуации, пути максимально полного развития и совершенствования психики человека. По большому счету, сказка и миф едины в общесимволическом, общесакральном, легендарном и архетипическом смыслах. Соединяясь, мифы и сказки выстраивают единую сюжетную систему путешествия по внутреннему миру человека.

Но любое путешествие предполагает наличие карты или волшебного клубка, указывающего дорогу от одного этапа к другому и способного привести героя сказки к желанной цели — самому себе. Совместные исследования «Студии Имени» и санкт-петербургского «Института Сказкотерапии», показали, что таким путеводным клубком является не что иное, как имя человека. Не случайно, уже упоминавшийся академик Лосев писал: «Имя – это свернутый миф». В имени, в сконцентрированном виде содержится сказочный мифологический сюжет, который, разворачиваясь, формирует саму судьбу человека. Собственно, миф и сказка – это и есть развернутое имя человека. Постигая тайну своего имени, мы учимся читать его как текст, видеть и корректировать сказочные сценарии своей судьбы, понимать как в нашей жизни действуют мифологические архетипы.

У мифа и сказки есть основные структурообразующие элементы или общие инструменты для проработки событий, возникающих в жизни — универсальные архетипы. В «Институте Сказкотерапии» описали универсальные сказочные архетипы и разделили их на две группы:

- «созерцательные» архетипы (используются для более глубокого понимания смысла текущей ситуации);

- «драматические» архетипы (отражают механизмы очищения, проработки внутриличностных конфликтов).


«Созерцательные» архетипы:

  • Дорога
  • Государство
  • Помошник
  • Творец
  • Сезонность


«Драматические» архетипы:

  • Доброе сердце/холодное сердце
  • Тело боли
  • Авгиевы конюшни
  • Распутье
  • Божественное вымя 

Проверив, как данные архетипы представлены в Имени, мы пришли к выводу, что наиболее полно в нем раскрываются три созерцательных архетипа: «Творец», «Дорога» и «Государство».


Архетипы Имени
 


1. Имя как Творец судьбы

Сказочный архетип Творца — это источник мощнейшей силы, носитель созидательной идеи, носитель Семени. Согласно исследованиям «Института Сказкотерапии», сила Творца стремится активно и целенаправленно преобразовывать окружающую действительность, совершенствовать, видоизменять, оплодотворять. Тот, в ком раскрывается эта сила, не может сидеть на месте, ему необходимо постоянно что-то делать, творить, создавать новое. Он преодолевает все препятствия, даже такие как собственная лень и нехватка основных ресурсов.

Человек, в котором ярко и позитивно представлен архетип Творца, является генератором всевозможных идей. Для него нет трудных задач – он всегда увидит несколько вариантов решений.

Но творчество может быть как разрушительным, так и созидательным. Если архетип Творца представлен в негативном аспекте, человек может с таким же упоением разрушать все на своем пути. Полет его творческой мысли, направленной на уничтожение в состоянии сделать его злым гением, изгоем.

Архетип Творца в полной мере представлен в Имени. Исследования «Студии Имени» позволяют утверждать, что Имя, действительно, является творцом своего носителя. К такой же мысли пришел и выдающийся русский мыслитель, богослов Павел Флоренский, который писал:«Имя, думали древние, сущность, сперматический логос объекта, внутренний разум-сущность, субстанция вещи». Другой русский философ Сергий Булгаков считал, что:«В именовании кроется некоторый творческий акт. Именуя, именующий говорит: да будет имярек. В некоторую в отношении к имени аморфную массу всеивается определенное семя имени, которому предстоит дать всход и проявить свою жизненную силу.

 Имя есть сила, семя, энергия. Оно формует, изнутри определяет своего носителя: не он носит имя, которым называется, но в известном смысле оно его носит, как внутренняя целепричина, энтелехия, по силе которой желудь развивается дубом, а зерно - пшеничным колосом, хоть судьбы разных дубов и разных колосьев могут быть и различны».

Также как в пространстве Сказки в герое проявляются позитивные или негативные аспекты архетипа Творца, так и человек, носящий имя, лишь выразитель высших, либо низших качеств своего имени. П.Флоренский писал об этом так: «Имя предопределяет личность и намечает идеальные границы ее жизни. Но это не значит, что, именем определенная, личность не свободна в своем имени - в его пределах. И прежде всего: каждое данное имя есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей. Верхний полюс имени - чистый индивидуальный луч божественного света, первообраз совершенства, мерцающий в святом данного имени. Нижний полюс того же имени уходит в геенну, как полное извращение божественной истины данного имени, но и тут остается инвариантным. <...> С данным именем можно быть святым, можно быть обывателем, а можно - негодяем, даже извергом. Но и святым, и обывателем, и негодяем, и извергом человек данного имени становится не как представитель другого имени на той же приблизительно ступени духовности, не как угодно, а по-своему, точнее сказать - по своему имени».

Таким образом, Имя не только включает в себя все аспекты архетипа Творца, но и само творит человека, определяя его мысли, действия и поступки. Но изучив свое имя, найдя его ключ, мы получаем возможность управлять событиями своей жизни, исходя из сценариев, которые заложены в имени (либо сила владеет нами, либо мы владеем силой — либо имя творит нашу судьбу, либо мы творим свою судьбу из имени). А учитывая то, что все в мире имеет свое название, можно сделать вполне определенный вывод: в имени не просто представлен архетип Творца, оно само Творец. Имя творит жизнь. 


2. Имя как Путь-Дорога

Активизация сказочного архетипа Пути или Дороги, начинается в жизни человека с того, что он чувствует непреодолимое желание покинуть привычное место обитания или отказаться от привычного образа действий и мыслей. Если он доверился «состоянию дороги», не стал подвергать все критическому анализу, ему будет предложен ряд испытаний, вместе с ресурсами для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия подвергается уточнению, разрабатывается алгоритм ее достижения и появляются помощники. Когда человек достигнет своей цели, он может потерять бдительность или разочароваться в ней, столкнуться с предательством ближних, и получить время на переосмысления собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Пути.

Сказочный архетип Пути учит, что жизнь – это вечное движение, бескончная дорога. Что бы ни происходило, следует доверять Дороге, так как она обладает собственным сознанием и в любом случае выведет, даже если вначале заведет неизвестно куда. В этом универсальном архетипе не заложен конечный результат. Дорога – это сам процесс жизни. Однако мы можем обозначить на ней две основные реперные точки.

Пространство волшебной сказки определяется наличием двух царств. Одно – то, с которого сказка начинается. Другое – находится «за тридевять земель», куда попадают только достойные – истинные герои, прошедшие по Пути. Говоря языком психоанализа, речь идет о переходе из мира «Матери» в мир «Отца».

В пространстве Имени происходит тоже самое. Первые буквы или смысловые комбинации в имени человека, образуют символическое «материнское» царство, которое отражает социальное поле имени. Путь по территории «Матери» герою помогает прочесть или распознать послание, которое несет «путеводная» буква его имени. Послания эти могут быть представлены разными формулами. В практике «Студии Имени» встречались и заклятия: «ты навсегда останешься в утробе матери» и вполне позитивные формулы: «все в твоих руках, благословляю тебя, сын, в добрый путь» и т.д. Если такое послание несет в себе «заклятье» для героя, обездвиживая его и наводя на него «морок», тот навсегда остается в «материнской утробе», теряя возможность идти дальше, в мир «Отца», который символизирует духовное поле имени. Если герой успешно разгадал послание в «материнском» царстве и сумел извлечь из него силу для дальнейшего путешествия, то он идет дальше и встречает в своем имени букву или слог, которые говорят о главном для героя испытании.

Именной код определяет, по какому пути и как будет идти герой. В зависимости от имени на его дороге будут появляться «ловушки», которые необходимо преодолеть и «уроки», которые необходимо выполнить. Причем, даже в одинаковых именах не всегда будут одинаковые «ловушки» и «уроки». Человек родился на свет в своей семье, своем роду, и на имя, данное ему родителями, влияют именные коды самих родителей, поэтому каждый встретит на Пути свою «ловушку».

Путь к «Отцу» полон опасностей и испытаний, но если герой проходит их, то он обретает силу и наделяется волшебным «даром». Далее герой следует своим путем - путем Закона и Света, «отцовским» путем, который ведет героя в новое пространство, к возлюбленной, к воцарению, к своему предназначению.

Внутренний импульс «Зова Дороги» рано или поздно возникает у каждого. Однако исследования «Студии Имени» показали, что человека с «материнским именем» ведет по дороге жизни неосознанность, или, говоря сказочным языком его «леший путает» (да так, что он постоянно «наступает на одни и те же грабли» или, «бегает по кругу», попадая в одни и те же «ловушки»). Человек с «отцовским именем» - герой, он стремиться познать себя, разгадать загадку своего приключения, понять какой «Урок» он проходит, чему учится. После каждого приключения у героя появляется новый взгляд на жизнь, прибавляется мудрости («царь в голове»).

Таким образом, исследование своего имени – это удивительное путешествие по Дороге жизни. Имя – это Путь. И человек идет по жизни дорогами своего имени, в котором прописаны все маршруты. 


3. Имя как Государство

Главное назначение сказок, созданных на основе архетипа «Государство», показать человеку устройство его внутреннего мира, символически описать скрытый механизм его чувств, желаний, состояний, трудностей.

В любом государстве решаются три основные задачи: установление сильной власти, нерушимость территории и налаживание отношений с местным населением. Исходя из этого, архетип «Государство» показывает, что во внешнем и внутреннем мире действует четкая иерархия, где есть «царь» и «слуги». У каждого свое место, свое назначение, своя функция, своя задача. Если же кто-то начинает зариться на чужое место – в государстве начинаются смутные времена. Напротив, любовь и здравый смысл – силы, которые в сказках помогают всем элементам государства действовать слаженно.

Имя - это своеобразная среда, внутри которой наиболее приемлемым способом реализуется генетический потенциал человека. И в имени, как в «государстве» также возникают свои интриги. Исследователи «Студии Имени» встречали, например, имена, где конфликтуют материнская и отцовская части. В результате ребенок, носитель такого имени, не живет своей жизнью, а только и делает, что примиряет своих отца и мать. Встречаются имена, где «глава государства» страдает «раздвоением личности» и просто не ведает, что творит и т.д.

В «именном государстве» бывают и расколы, и заговоры, войны и прочие беды. Но как у героя сказки всегда есть шанс спасти свое государство, так и носитель имени, изучив его, может вернуть себе власть, восстановить иерархию, а всем подданным объяснить их функции и указать место. При этом, герою важно понять и принять собственную уникальность. Как писал П.Флоренский: «Имя действительно направляет жизнь личности по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание». 

Итак, сказочные архетипы «Творца», «Пути-Дороги» и «Государства» не просто представлены в Имени, но составляют его суть. Поэтому любое имя — это сказка, в которой рассказывается о том, как его носитель творит свой мир, каков будет его Путь и кто он есть в своем внутреннем мире. Чтобы убедиться в этом, достаточно самому попробовать написать сказку. Опыт «Студии Имени» показывает, что независимо от литературного таланта, у всех получается сказка о себе, причем суть ее и даже сюжет уже содержится в имени.


Сказочные исследования Имени продолжаются. И гости сайта «Студии Имени» имеют уникальную возможность принять в них участие. Мы предлагаем всем, кто хочет узнать какие сказочные сюжеты разыгрываются в их жизни, принять участие в проекте «Сказка моего имени». Для этого, необходимо заполнить анкету (см. ниже), написать свою сказку и отправить по электронному адресу si@imya.pro или вставить текст непосредственно в поле анкеты.


Ваша сказка будет «проанализирована» экспертами лаборатории «Студии Имени», после чего, приняв участие в семинаре «Сказка Имени» с 10% скидкой, вы сможете узнать о себе много интересного.

Анкета

Фамилия *
Имя *
Место рождения *
Текст сказки
E-mail *

Статья Сказочные Помощники в Имени

 

 

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Предупреждение


Расписание


Отзывы

Мужское и женское сквозь призму сакрального


Наша страница ВКонтакте

www.vk.com/studio_name

СПИСОК КУРАТОРОВ «ШКОЛЫ ИМЕНИ» В ГОРОДАХ РОССИИ

 


Запрос на бланк именной генограммы


10 роковых ошибок, которые могут совершить родители при выборе имени для ребёнка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы Вам о них расскажем
* обязательно для заполнения
Close
  Напомнить позднее   Больше не показывать