Жаров С.А., Решетников Г.М.
Мистериальная лествица


«Лествица» (ст.-сл.) — лестница, символ духовного восхождения.

Заканчивая статью «Мистерии Рода», мы сделали важное замечание о том, что данный метод не является «панацеей» от всех проблем. Он, как мы смогли убедиться на практике, лишь создаёт условия для того, чтобы человек получил доступ к ресурсам своей родовой системы. Устранение помех в виде межсистемных «слипаний» и деструктивных «смысловых кластеров», которое происходит в мистериальной работе, открывает человеку возможность начать жить своею и только своею жизнью, свободной от чужих программ и негативных влияний. Одним словом, «Мистерия Рода» - это только первый шаг.

В истории традиционных культур, было множество мистерий – таинств, в ходе которых жрецы и посвящённые выступали в образах Богов и Богинь, повторяя различные сцены из их жизни. Посредством подобных действ, их участники постигали космогонию и происхождение вещей, природу человеческого духа, его отношение к телу и способы их очищения и гармонизации. То есть, по сути, мистерии являлись сакральным методом познания мира, себя самого и своей судьбы, происходившего в определённом пространстве и в определённое время. Таинства эти имели свой порядок и некую последовательность. Не случайно в тайноведении практически всех традиционных обществ существовало понятие лествицы или ступеней духовного роста. Такими ступенями, как правило, и был целый ряд мистериальных практик, проходя которые одну за другой, человек двигался навстречу себе.

Куда же вела эта лествица? На что опиралась, для кого была предназначена и что служило её ступенями? Ответам на эти вопросы и посвящена настоящая статья. Разумеется, мы не претендуем на некое исключительное знание данного предмета. В своих выводах и предположениях мы будем опираться на практический опыт «Студии Имени» по исследованию имён и работе с антропонимическими системами, а также на многовековой религиозно-мистический опыт, сохранённый культурой.

Человек периферии и человек истинный

Традиционная модель мира представляет собой круг или колесо, внутреннее пространство которого передаёт идею упорядоченной вселенной, окружность или обод колеса – это периферия, черта, отделяющая от неё силы хаоса и мрак небытия, а центр – это место, где находится источник самой реальности и, следовательно, энергии и жизни (рис.1).

Рождаясь на этой земле, человек, как правило, рождается на периферии собственного мира. То есть, изначально, человек – периферийное существо. Воплотившись в земной реальности, он находится в режиме оторванности от центра, в состоянии, в котором баланс между субъектом и объектом, внутренним и внешним, подлинным и иллюзорным, единым и множественным, нарушен.

Современный человек, как правило, не покидает периферию собственного мира. А периферия – это граница, по одну сторону которой находится хаос, мрак и смерть, а по другую порядок, лад и гармония. Поэтому человек, который живёт на периферии собственного мира, всё время вынужден отбиваться от давления извне, забывая о том, кто он такой. Он как бы повёрнут спиной к собственному центру, а лицом развёрнут в сторону смерти и хаоса. Кроме того, граница мира, это ещё и обод стремительно вращающего колеса, движение которого, не позволяет человеку периферии адекватно оценивать реальность. События его жизни сменяют друг друга настолько быстро, что представляются цепью случайностей, лишённых связей. Таким образом, сознание человека периферии калейдоскопично, судьба для него непредсказуема, а мир враждебен.

Такой статус человеческого существа, пребывающего на неопределённо большом удалении от центра (то есть от своей сущности), по мнению А.Дугина, может иметь три фундаментальные экзистенциальные перспективы. В работе «Абсолютная Родина» он пишет:

«Первая перспектива заключается в том, что индивидуум полностью отказывается от попыток изменения своего внутреннего качества и остаётся объектом смутных страстей, психических порывов и потока собственного децентрированного сознания. Этот уровень можно назвать профаническим. (От лат. profanus «непосвящённый, непросвещённый», или pro fano «не допущенный в храм», буквально «снаружи храма», то есть вне Центра. Прим. авт.)

Вторая перспектива является экзотерической и предполагает, что индивидуум в своём существовании руководствуется некоторыми внешними этическими, рациональными и социальными нормами, которые он приемлет как ориентацию «на благо». В таком случае основное качество индивидуума не меняется, равно как и его базовые экзистенциальные и онтологические параметры, но его существование приобретает определённую центрированность и осмысленность; при этом полюс, к которому стремится человек, всегда остаётся внешним по отношению к нему. Это, собственно, и называется внешней стороной традиции, призванной вовлечь людей в духовное, особым образом организованное существование, но не в качестве полноценных и сознательных субъектов, а в качестве полусознательных объектов, чьё духовное пробуждение заведомо откладывается на неопределённо долгий срок.

Третья перспектива – инициация, посвящение. Это процесс, который радикальным образом меняет сам статус индивидуального существа, выводит его из-под гнёта отчужденной фатальной обусловленности, возводит к радикально иному состоянию, несопоставимому с пребыванием вне центра. Он требует от человека невероятных усилий, направленных против потока рока, в который тот погружается вместе с рождением, против всего «естественного» хода событий, против самой фундаментальной логики внешнего и внутреннего миров». (Об этом пути говорят, многие трдиционные системы, например, индийское учение о Круге Сансары, связанное с представлением о том, что движущей силой «колеса бытия» или «изначальным состоянием» является космическая сила авидья (неведение), постепенное преодоление которой и приводит к полному избавлению от всех порождаемых ею невзгод. Та же идея составляет суть даосизма, где достигая центра круга, сливаясь с ним, посвящённый приобретал способность «странствовать вместе с вещами, править облаками без упряжи, мчаться с ветром без помощи ног». Прим. авт.)

Таким образом, человек стоит перед выбором трёх путей: профанного, экзотерического и инициатического. Принципиальное отличие этих трёх путей состоит в отношении к Центру. Различие это очень важно, так как центр в традиционной концентрической модели мира, представляет собой точку, никоим образом не подверженную влиянию пространства. Напротив, она сама есть его принцип: это она реализует пространство, организует его своим действием. Собственно, само пространство предполагается точкой. Можно сказать, что точка или центр виртуально содержит в себе пространство, которое может развернуть. Стало быть, центр можно рассматривать как источник пространства, который его формирует и управляет им. Применительно к человеку, центр – это его сущность, «истинное Я», вся полнота его состояний и возможностей. Р.Генон в работе «Символика креста» обозначил центр как точку, в которой «примиряются и разрешаются все противоположности; в этой точке устанавливается синтез всех противоречивых определений, которые на самом деле противоречивы лишь внешним точкам зрения в модусе различения.

Восточная традиция называет это «Неизменная середина», являющаяся местом совершенного равновесия, представляемого как центр «космического пути», являющегося в то же время точкой, в которой непосредственно отражается «Действие Неба». Этот центр управляет всеми вещами своим «действием недеяния», которое в действительности есть полнота деяния, поскольку именно из Принципа исходит всякая частная действительность. «Принцип всегда бездействует, и, тем не менее, всё им совершается» - говорил об этом Лао-Цзы». И далее: «В центральной точке все различения, присущие внешним точкам зрения, пройдены; все противоположности исчезли и разрешились в совершенном равновесии».

Такое осмысление центра, свойственное традиционным культурам, позволяет увидеть, что изначально, индивид в действительности представляет собой только относительное и фрагментарное единство. Как бы широко он не рассматривался, человек, не является тотальным существом. Он лишь частное состояние проявления бытия, обусловленное средой существования и занимающее некоторое место в пространстве жизни (внутри круга), которое есть не более чем множественность вариантов состояний тотального (сконцентрированного) бытия. Это означает, что профанный и экзотерические пути, о которых говорилось выше, не поднимаются выше «человека периферии». Но именно они сегодня воспринимаются как единственно возможные. Поэтому, основная масса человечества находится на периферии или на ободе колеса мира. В своём большинстве мы не способны, видеть весь мир целиком и полностью, осознавать его, чувствовать, воспринимать во всех его аспектах. Человечество периферии вынуждено постоянно действовать, бороться с обстоятельствами, чтобы просто не «вылететь» за пределы границы мира. В результате, мы предпринимаем большое количество физических, эмоциональных и умственных усилий, имеющих минимальный эффект. Не имея истинного центра, мы не имеем ориентира, заблуждаемся, делаем всё больше ошибок, теряем состояние внутреннего покоя, то есть становимся эксцентричными. Более того, если человек не в центре, то это означает, что центр занял кто-то другой. Следовательно, центром его мира является кто-то другой. И, находясь в изначальной точке, в центре управления, управляет именно он. Этот кто-то, в таком случае, и является хозяином и распорядителем судьбы человека периферии.

В противоположность профанному и экзотерическому, путь инициаций предполагает движение к центру. Здесь есть понимание того, что каждый из нас рождается со способностью быть. Но это не означает, что каждый из нас есть. Человек не сразу рождается человеком. Он рождается с возможностью им стать. Но для этого, ему необходимо соединиться с собственным центром, то есть с тем, что составляет его сущность, является источником его существования. Древнейшее изречение «человек, познай себя» как раз об этом – о становлении такого истинного человека.

По словам Р.Генона: «Истинный человек – это изначальный человек. Именно он с традиционной точки зрения рассматривается как действительно нормальный человек, обладающий всей полнотой человеческой природы, развивший в себе заключающуюся в этом интегральность возможностей. Остальные люди суть лишь человеческая возможность, более менее развитая в каких-то её аспектах (особенно в аспекте, соответствующем простой телесной модальности индивида), но в любом случае далёкая от полной «актуализации». <…> Человек тем более истинен, чем ближе он к центру. Место, где располагается действительно истинный человек, это центральная точка, в которой объединяются все возможности. Другие существа, будучи произведением, в некотором роде, вторичным и частным, могут только следовать за ним согласно бесконечной градации, определяемой их большей или меньшей удалённостью от центра. <…> «Истинный человек» есть тот, кто, реализовав возврат к «изначальному состоянию» и, следовательно, полноту человечества, оказывается отныне окончательно находящимся в «Неизменной Середине» и тем самым уже избегает превратностей «колеса всего сущего».

Истинный человек – хозяин собственной судьбы, находящийся в состоянии безмятежности и невозмутимости, в которой пребывают подлинные, совершенные люди – мудрецы (рис.2). Располагаясь в центре «колеса мира», мудрец внешне неподвижен, но на самом деле именно по его воле, из-за одного только его присутствия оно вращается. Абсолютная центрированность делает его хозяином всех вещей, в его мире. Он позволяет быть всему и всем согласно их судьбам. Из этого состояния невозмутимости, на уровне намерения, он может менять свой мир. Физические усилия при этом сведены к нулю, ибо «Истинный человек содержит в себе всё, что проявлено в состоянии существования, с центром которого он отождествляется».


Итак, чтобы достичь истинности, человеку необходимо прийти к собственному центру, к изначальному состоянию. Восстановление этого изначального состояния и является частью пути инициаций, который в своей первой фазе касается восстановления возможностей человека как такового и образует то, что называется «малыми мистериями».

Малые мистерии

Понятие «Малые мистерии» известно со времён античной Греции. Не вдаваясь в конкретику, можно сказать, что Малые мистерии включали всё то, что относится к развитию возможностей человеческого состояния, или, как сказали бы теперь, развитию сверхвозможностей. Другими словами, Малые мистерии служили для того, чтобы человек смог перейти из периферийного состояния, в котором он находится от рождения, в центральное положение, которое нормальным образом должно ему принадлежать (рис.3).

Отождествившись с собственным центром, человек обретал свою внутреннюю истину, когда его воля совпадала с волей небес и когда он становился полноценным хозяином своего мира и своей судьбы. Причём, как бы странно это ни показалось современному человеку, но в проведении такого рода мистерий и участии в них своих граждан было напрямую заинтересовано любое традиционное общество. Об этом свидетельствует повсеместное и широчайшее развитие инициатических институтов во многих дохристианских культурах. Общество было заинтересовано в этом, дабы избежать саморазрушения. Мир необходимо поддерживать в равновесии, а поддерживать равновесие могут только истинные люди, которые сами находятся в состоянии равновесия, знающие истину и живущие по своей воле. То есть в состоянии, когда их воля и небесная воля тождественны, неразделимы. По сути, древние общества, в которых культивировались мистериальные практики и были по-настоящему гуманитарными, так как состояли, по преимуществу, из собственно людей, которые не просто родились физически. Этого мало. Мудрецы древности понимали, что физическое рождение не определяет начало нашей жизни. Оно определяет начало нашей плоти, но не начало нас как человеков. Необходимо ещё психическое, а также духовное рождение, которое и является истинным началом жизни.

Итак, истинный человек, в действительности, это тот, кто прошёл ряд Малых мистерий и достиг совершенства человеческого состояния. С этого момента он находится в «неизменной Середине», и с этого времени избегает иллюзий «Колеса сансары», поскольку центр не участвует в его круговерти. Напротив, это фиксированная и неподвижная точка, существование которой обуславливает это движение. Таким образом, истинный человек, переходя от периферии в центр, «реально исполняет по отношению к этому миру, являющемся его миром, функцию «неподвижного двигателя», «действие присутствия» которого имитирует в своей области «не-действующую» деятельность Неба». Однако это не предел. Немногим избранным из числа достигнувших высшей ступени посвящения завершением «Малых мистерий» и ставших истинными людьми, предоставлялась возможность пойти дальше. Из истинного человека превратиться в человека универсального (рис.4). Стать не центром мира, а осью миров, пройдя цикл «Великих мистерий».

Сколь ни будь полное описание этих посвящений не входит в круг задач настоящей статьи, поэтому для того чтобы ввести читателя в курс дела, приведём слова Р.Генона: «Великие мистерии касаются собственно реализации сверхчеловеческих состояний: беря существо в той точке, где для него завершаются “малые мистерии” и которая является центром области человеческой индивидуальности, они ведут его за пределы этой области, и через сверхиндивидуальные, но еще обусловленные состояния — вплоть до состояния необусловленного, каковое только и является истинной целью, обозначенной как “окончательное Освобождение” или “Высшее Отождествление”». Пользуясь геометрической символикой, Малые и Великие мистерии можно обозначить как «реализацию горизонтальную» и «реализацию вертикальную», где первая служит условием для второй. Ведь центральная точка, достигаемая в Малых мистериях — это единственное место, где возможно прямое сообщение «высшего» и «низшего», которое происходит вдоль вертикальной оси, пересекающей в этой точке пространство человеческого мира. Стало быть, вначале необходимо достичь центра, чтобы суметь потом подняться, следуя направлению оси, к сверхиндивидуальному состоянию универсального человека.

Одним словом, Великие мистерии это часть грандиозной «Мистериальной лествицы», начинающейся у самой границы хаоса и уходящей в необозримые высоты человеческого развития. Рассуждать об этом интересно, но абсолютно бесполезно, пока не пройден первый этап Лествицы: от периферии к истинному центру.

Структура Малых мистерий

Говоря о структуре Малых мистерий, мы, конечно же, не настаиваем на её аутентичности с древними мистериальными практиками. Структура Малых мистерий, которые проводились нашими предками, скорее всего, была иной и восстановить её в точности, сегодня представляется маловероятным. Поэтому те ступени Мистериальной лествицы, о которых будет сказано ниже, не являются плодом этнографических изысканий, а представляют собой результат исследований «Студии Имени» в области языка, практической работы с антропонимическими системами и следования мифологической логике, свойственной традиционной культуре. Одним словом, это всего лишь попытка восстановить утерянное знание. На наш взгляд, вполне успешная, так как опыт показывает, что открытые нами практики дают хорошие результаты и действительно помогают их участникам продвигаться на пути к состоянию «человека истинного».

Именно действенность мистериальных практик, проводимых «Студией Имени», даёт нам право раскрывать информацию о них всем, кто ищет путь «от периферии к центру», кто стремится стать хозяином собственной судьбы. Но, разумеется, никаких «технологических» подробностей о том, как проводятся мистерии, в открытом доступе даваться не будет. Для этого есть достаточно веские основания. Неслучайно, в самом слове «мистерия» содержатся такие значения как «тайна», «сокрытое знание». Поэтому, в настоящей статье мы расскажем только о сути практик, составляющих Малые мистерии, и не будем раскрывать их чёткую последовательность. Исключение можно сделать лишь для первого или нулевого этапа.

Первая ступень Мистериальной лествицы – это «Родовая мистерия». Дальнейшие ступени восхождения к себе, в произвольном порядке, выглядят следующим образом: «Мистерия крови», «Мистерия зачатия», «Кристалл желаний», «Мистерия имени», «Расставание с прошлым», «Обретение пола», «Внутренний мир мужчины, внутренний мир женщины», «Сказка или миф имени», «Освобождение от долгов». Могут также проводиться и мистерии «под задачу». Кроме того, в процессе Малых мистерий человеку необходимо пройти три обряда: рождения, обрезания материнских пут и выбора пола. Рассмотрим все эти этапы подробнее.

Мистерия Рода

Ни одна индивидуальная проблема не разрешается, если не решена проблема системы, частью которой является индивид, ибо индивидуальных проблем не существует. Такой главной, основополагающей системой, к которой принадлежит каждый человек, является его Род – совокупность всех предков, родственными связями объединённых в целостную структуру.

Основным элементом или частью каждой родовой системы, безусловно, являются люди (родственники), их взаимодействия, отношения и связи. А главная отличительная характеристика этого основного элемента, есть Имя, как архетипическая сила, определяющая судьбу своего носителя. Исходя из этого, мы можем рассматривать Род в качестве именного поля или антропонимической системы, в которой каждое имя взаимодействует со всеми другими, неся при этом свою собственную функцию и задачу. От качества этих взаимодействий и зависит существование как всего Рода, так и каждого его представителя, ибо имена и их отношения формируют в антропонимической системе определённые поведенческие сценарии, которые живут в бессознательном потомков, определяя их психическую реальность (родовое бессознательное), которая, в свою очередь, обуславливает и реальность физическую (подробнее см. статью «Мистерии рода»).

Таким образом, для эффективного решения проблемы конкретного человека, необходимо принимать во внимание несколько поколений его семьи, учитывать законы, по которым выстраивается родовая система, уметь взаимодействовать с психической реальностью, понимать смысл имён, их индивидуальные задачи и коды типов отношений. Исходя из этих условий и проводится «Мистерия Рода».

Суть «Мистерий Рода» состоит в гармонизации смыслового поля антропонимической системы и родового бессознательного, а, стало быть, и психической реальности человека. В результате этой мистериальной работы снимается зависимость от ушедших в иной мир, отношения внутри Рода упорядочиваются и выстраиваются в соответствии с законами существования антропонимических систем, меняется их смысл, что и приводит к изменению реальности конкретного человека, для которого проводится мистерия. Причём, как показывает практика, прохождение «Мистерий Рода», нередко приводит не просто к разрешению внутренних психологических проблем и улучшению жизни вообще. В ряде случаев происходило фактическое избавление от физиологических заболеваний.

Но задача «Мистерии рода» состоит не только в этом. Прежде всего, она направлена на то, чтобы создать для посвящаемого определённые внутренние условия, которые позволят ему начать жить свою жизнь и во всей полноте реализовывать программу своего имени ...

Страницы: 1, 2 | Вверх

 

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Предупреждение


Расписание


Отзывы

Мужское и женское сквозь призму сакрального


Наша страница ВКонтакте

www.vk.com/studio_name

СПИСОК КУРАТОРОВ «ШКОЛЫ ИМЕНИ» В ГОРОДАХ РОССИИ

 


Запрос на бланк именной генограммы


10 роковых ошибок, которые могут совершить родители при выборе имени для ребёнка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы Вам о них расскажем
* обязательно для заполнения
Close
  Напомнить позднее   Больше не показывать