Жаров С.А., Решетников Г.М.
Имена Солнечные, имена Лунные

В своих статьях мы не раз говорили о том насколько велико значение такого привычного для человека явления как его собственное имя. Показывали насколько оно многогранно и информативно и насколько серьёзно к нему следует относиться

Имя не просто несёт какое-то значение. Оно говорит о задачах и возможностях человека, его сильных и слабых местах, является его защитой или проклятием, сподвигает его на великие дела или заставляет страдать. Словом, имя организует своего носителя по своему образу и подобию, согласно своему смысловому спектру и прописанным в нём культурным кодам. Познавая эти образы, значения и коды — мы можем познать и себя и свою судьбу.

Процесс познания облегчается тем, что при всём многообразии имён, все они поддаются более менее чёткой классификации. Мы уже упоминали и кратко рассматривали такие именные категории как статус, половая принадлежность, отнесённость к тому или иному культурному пространству (см. статьи «Имя и его значение», «Культурные коды Имени»). Не единожды затрагивалась нами и такая категория как принадлежность имён к солнечной или лунной парадигме. Сегодня пришло время рассказать о ней более подробно, тем более что именно отнесённость имени к солнечному или лунному мифу, приобретает для современного человека особую значимость.


Два мифа – два мира

Изучение мифологии различных мировых культур открывает нам одно чрезвычайно интересное явление. Боги и герои разных народов древности, не имевших в обозримый исторический период даже косвенных контактов, а потому явно не оказывающих друг на друга взаимного влияния, обнаруживают поразительное сходство, а иногда и тождественность. Говорить об их действительном родстве или преемственности сложно, однако сходство по внутреннему содержанию, проявлениям и значению большинства богов и культурных героев, зачастую удивительны. Эта схожесть позволяет предположить, что источники, из которых берёт начало тот или иной миф, были одни и те же, с тою только разницей, что у каждого народа мифология имела свои характерные особенности, в зависимости от расовых или племенных признаков и географического положения.

Яркий пример - солнечные и лунные мифы. Именно Солнцу и Луне, во все времена, придавалось наибольшее значение. Далее мы поймём причину такого пристального внимания. Сейчас для нас важно то, что среди некоторых отличий, можно выделить чёткое сходство Солнечных и Лунных мифов в разных культурах.


Солнечный миф

Солнечные или солярные мифы – это мифы, главным персонажем которых является Солнце или герой (героиня), у которого обнаруживаются солярные черты, то есть черты, сходные с признаками Солнца как мифологического героя.

В мифологии большинства народов, Солнце означает жизнь, источник жизни, свет. С солярной символикой связываются такие характеристики, как верховенство, жизнесозидание, активность, героическое начало, всеведение. Солнечная мифология была наиболее развита в египетской, индоевропейской и мезоамериканской традициях. Образ солнечного божества, передвигающегося в колеснице, запряженной четверкой белых коней, присутствует в индо-иранской, греко-римской, скандинавской мифологии. В позднем Риме многие божества наделялись солнечными характеристиками (Митра, Христос). Римский праздник в честь божества Соль Инвиктус («непобедимое Солнце»), отмечаемый 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, перешёл в христианство в качестве праздника Рождества Христова. У Августина и Григория Нисского символика этого праздника связывается с рождением нового света мира и исчезновения мрака. Неслучайно в христианстве Солнце становится символом Бога и слова Божьего — несущего жизнь и непреходящего.

Солнце зачастую выступает в качестве первоначального символа верховного божества либо отождествляется с ним. В Древнем Египте бог солнца Ра является главенствующим божеством пантеона. Солнце переправляется по небесному океану — на рассвете это юный бог Хепри, в зените — Ра, солнечный бог в расцвете сил, на закате — бог-старец Атум.

В индоевропейской традиции солнце также олицетворяло верховное божество. В различных традициях оно описывается как «глаз неба» (или божества неба): в Индии Сурья — око Варуны, в греческой традиции солнце предстает как «всевидящий глаз Зевса», в Персии оно является оком Ахурамазды, в германской мифологии — «глазом Вотана (Одина)».

Солнце — даритель света и жизни, правитель верхнего и нижнего мира, которые он обходит во время своего суточного обращения: «Хотя ты находишься далеко, твои лучи падают на землю; хотя ты пребываешь на лицах людей, твои следы невидимы»; «Мир существует через тебя», — гласят гимны Эхнатона, обращенные к солнечному богу Атону. Солнечные божества и божественные персонификации солнца наделяются атрибутами всеведения и всевидения, а также верховной власти.

Сходным было и отношение к Солнцу славян, засвидетельствованное многими преданиями и памятниками. Вот, например, что пишет об этом в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» известный исследователь славянской культуры А.Н. Афанасьев: «В словацкой песне солнцу присвоен эпитет божье: “то боже слнечко по неби си бега”; в малорусской песне оно прямо называется богом: “и к сонечку промовляе: помож, боже, чоловику!” Такая замена солнца – богом весьма знаменательна. Исчезающее вечером, как бы одолеваемое рукою смерти, оно постоянно каждое утро снова является во всём блеске и торжественном величии, что и возбудило мысль о солнце, как о существе неувядаемом, бессмертном, божественном. Как светило вечно чистое, ослепительное в своём сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердым; имя его сделалось синонимом счастия. <…>

Вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т. е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия».

Всевидящее око солнечного божества воплощает гарантию справедливости. Оно видит всё и знает всё — это одно из важнейших качеств солнечного божества. В Ведах воспевается великий бог Сурья, всезнающий и всевидящий. Один из ведийских гимнов, посвященных Солнцу, гласит: «Вот оно встаёт, дивное око солнца, воды и огня, средоточие силы богов, оно наполняет небо, землю и воздух своей лучезарной сетью, оно есть душа всего, что движется и не движется». Сурья изгоняет не только темноту, но и болезни и дурные сны.

Образ Солнца может быть рассмотрен и в соотнесении с Луной, в ряде мифологий выступающей в качестве его божественной супруги. Солнце господствует над Луной. Ещё в космогонии Гесиода (ок. VIII в. до н.э.) Солнце-Гелиос стоит на первом месте, а за ним следует Луна – Селена. В английском и ряде других языков воскресенье названо в честь Солнца, тогда как понедельник — в честь Луны. Солнце несокрушимо и бессмертно, в отличие от Луны, непостоянной и ущербной, умирающей и вновь рождающейся. Подчинённый характер луны проявляется и в том, что она лишь отражает излучаемый солнцем свет.

В целом с Солнцем связываются мужской, активный и положительный принципы, а с Луной — женский, пассивный и негативный. В этой связи интересно, приведённое А.Н.Афанасьевым сказание о том, как некогда божество наказало за непочтение к Солнцу: «Это было давно, у Бога ещё не было солнца на небе и люди жили в потёмках. Но вот, когда Бог выпустил из-за пазухи солнце, дались все диву; смотрят на солнышко и ума не приложат... А пуще бабы! Повынесли они решёта, давай набирать света, чтобы внести в хаты да там посветить; хаты ещё без окон строились. Поднимут решето к солнцу, оно будто и наберётся света полным-полно, через край льется, а только что в хату – и нет ничего! А божье солнышко всё выше да выше подымается, уже припекать стало. Вздурели бабы, сильно притомились за работой, хоть света и не добыли, а тут ещё солнце жжёт – и вышло такое окаянство: начали на солнце плевать! Бог прогневался и превратил нечестивых в камень».


Лунный миф

Лунными или лунарными принято считать мифы, главным действующим лицом в которых является Луна.

Возникновение Лунных мифов большинство исследователей связывают с тем огромным контрастом, который существует между днём и ночью, между светом и тьмою. День для наших предков – это свет, радость, ликование, когда даже смерть предстаёт не как конец существования, но как точка перехода к новой жизни; ночь же – время тьмы, время злых и страшных сил. По словам Э.Шюре: «Этот контраст между светом и тьмою, между временем, когда царствует Солнце, и временем, когда владычествует Луна, должен был, прежде всего, поразить человеческое воображение. Поэтому Луна почти во всех мифологиях является не как самостоятельный, а как контрастный Солнцу образ».

Неудивительно, что в большинстве мифов Луна соотносится с такими противоположными Солнцу понятиями, как женщина, вода, смерть, ночь. Кроме того, это образ становления и вечного возвращения, символ циклических процессов.

Будучи связана с женским началом, Луна выражает идею пассивности, поскольку, не имея собственного света, отражает солнечный. Поэтому её олицетворяют объекты, которые характеризуются как пассивные, отражающие, подобно зеркалу, либо способные изменять свою форму. У Чжуан-цзы говорится: «Луна — исток всех вещей, относящихся к инь». Лунный диск в руках китайской богини Нюйва выступает в качестве символа женского начала — инь. К лунным богиням относятся греческая Артемида и римская Диана.

Луну отличает выраженная амбивалентность. Она одновременно предстаёт связанной с жизнью и смертью. Луна умирает и воскресает, определяя возникновение идеи о возрождении времени в рамках года. Почитание Луны, характерное для различных эпох и культур, породило богатую мифологию и связанную с нею символику. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и римской Дианы. Позднее он использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом месяца означает женский принцип, приносящий свет во тьму ночи. Использовался как символ безопасности в Византийской империи времён Константина. Символ был перенят турками после победы мусульман над христианами. Турецкий султан стал использовать его как знак своего могущества. Полумесяц стал символом ислама и противопоставляется кресту (солярному символу).

В архаических культурах периодичность исчезновения и появления Луны послужила причиной для повсеместной ассоциации этого светила с царством мёртвых, куда отправляются души после смерти, и силами возрождения. Луна предстает как земля мёртвых или мир душ, ожидающих перерождения. Идея странствия на Луну после смерти сохраняется и в более поздних культурах (в Греции, Индии и Иране). Дни, когда луна исчезает с небес, отождествляются со смертью человека, необходимой для его возрождения. Неслучайно лунным божествам (подобным греческой Гекате) приписывалась власть над призраками, а само ночное светило, согласно поверьям, оказывало влияние на душевнобольных (отсюда происходит понятие «лунатизм»). По словам французского исследователя оккультизма М. Морана: «Луна <…> это обман, тайны, изменённые состояния психики вплоть до душевных болезней, восприятие человеком себя и реальности в призрачном, иллюзорном свете, заблуждения, в том числе пагубные».

Как уже упоминалось, оппозиция Солнца и Луны является одной из основных в мифологических системах. Солнце всегда восходит из мрака ночи во всей своей полноте, а Луна периодически предстаёт как узкий серп месяца, утрачивая свою тождественность и претерпевая драматические трансформации (согласно бушменскому мифу, Солнце и Луна — соперники. Луна убегает от Солнца, которое режет её ножами — лучами. От Луны остаётся только один хребет, и она просит пощадить её. Солнце соглашается, Луна уходит к себе и начинает снова расти. Затем бегство Луны, преследуемой Солнцем, повторяется).

Луне, по словам М. Элиаде, свойственна «идея ритма, воплощающаяся в последовательность противоположностей, это «становление» через последовательность противоположных модальностей (бытие и небытие, формы и скрытые сущности; жизнь и смерть и т.д.). Это становление, которое не может происходить без драмы или пафоса; Подлунный Мир — не только мир перемен, но также мир страдания и «истории». Ничто случающееся в этом мире под Луной не может быть «вечным», ибо её закон — это закон становления, и ни одно изменение не конечно; каждое изменение — только часть циклического рисунка».


Солнце – Отец, Луна – Мать

Как видно из приведённых выше примеров, большинство культурных традиций мира, с очевидным единодушием относятся к Солнцу и Луне, как к представителям двух различных мифологий, двух разных мировоззрений, двух, во многом, противостоящих миров. Что же это за миры?

Более менее внимательное изучение мифа, позволяет предположить, что речь идёт о мире Отца, как персонификации Солнца и мире Матери, как персонификации Луны. В самом деле, солнечная и лунная мифология традиционных обществ, буквально пестрят сопоставлениями Солнца и Отца и уподоблениями Луны фигуре великой Матери. Вот только некоторые из них.

По одному из вариантов мифа о возникновении рода инков, отец-Солнце и мать-Луна послали на Землю своих детей - сына Манко Капака и дочь Маму Окльо. Отец-Солнце вручил Манко Капаку золотой жезл для того, чтобы там, где он войдёт в почву, дети Солнца основали город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Манко Капаку удалось вонзить жезл в землю в долине Куско, близ горы Уанакаури. Здесь сын Солнца - первый Инка и его сестра выполнили наказ отца и основали своё государство.

Миф о происхождении североамериканских индейцев зуни рассказывает, что вначале мир был пуст. Только Отец-Солнце и Мать-Луна были на небе, тогда как люди находились в глубине земли, в четвертом темном чреве. Отец-Солнце попросил своих двух сыновей, близнецов-богов войны ахаюта, спуститься туда и вывести людей на белый свет. Те взяли с собой все божественные наборы для вызывания дождя, снега, прорастания семени и спустились к людям, чтобы затем вскарабкаться с ними вверх по сосне. Братья прошли сквозь четыре подземных мира и попали в яркий мир Отца-Солнца.

Сходные представления были характерны и для славян, отделённых от американских индейцев тысячами километров и великим океаном. Славяне считали, что Солнце – отец, а Луна – мать. И как земной отец передаёт ребёнку Дух Рода и наделяет разумом, а земная мать наделяет телом и чувствами, так и Небесный Отец Солнце влияет на сознание, разум и Дух человека, а Мать Луна – на свойства психики и чувственное восприятие, управляя эмоциями и сновидениями.
Те же самые параллели мы находим и в христианстве, обычно, мягко говоря, скептически относящемся к традиционным верованиям. Так, в средневековом апокрифическом «Завещании Авраама» говорится: «И сказал архистратиг: «Слушай, праведный Авраам: Солнце, которое видел сын твой, есть ты, отец его, и так же точно Луна - мать его».

Таким образом, солнечные мифы передают не только идею мужского, творящего, светлого, бессмертного начала, а лунные идею начала женского, зависимого, цикличного и тёмного. Солнце и Луна, прежде всего, маркируют два противоположных мира – мир Отца и мир Матери. Это различие и лежит в основе двух древнейших, но главенствующих по сей день (вне зависимости от господствующих религий) культов: Солнечного и Лунного.


Солнечный культ

В основе культа Солнца лежит мужская, фаллическая, оплодотворяющая идея. Солнце здесь – это символ ясного разума, всего апполонического, связанного с отцовским правом. Закон Отца – источник энергии, мудрости, мотивации и вдохновения приверженцев Солнца. Все эти качества в рамках развитого солярного культа связываются с элитой общества. Монархи правили от имени Солнца и к Солнцу возводили своё происхождение. Солнечный культ вообще характерен для патриархальных обществ, в которых сильны функции священного царя. Здесь Солнце представляется как единственный царь Вселенной. Так в египетском гимне XV в. до н.э. Солнце называется «одним единственным», а земной царь как солнечное божество (хеттское самоназвание царя «Моё солнечное божество») или сыном бога Солнца.

Солнечный культ связан с идеологией священного правления во многих странах (правитель Перу — олицетворение солнечного бога, фараон — бог Солнца, в Японии солнечная богиня Аматэрасу, верховное божество пантеона, была охранительницей императорского рода).

Кроме того, Солнце олицетворяет также солнечное героическое начало. Оно, как мы покажем ниже, отличается от героизма лунной парадигмы. Прежде всего, солнечный герой – это всегда безоговорочный борец с тьмой, во всех её проявлениях. Ему не свойственны сомнения, либерализм и двойные стандарты. Видя тьму, он нападает и его единственной целью в этот момент является её уничтожение. По этой причине, солнечный герой строго следует «кодексу воина». Он не воюет ночью, не нападает со спины, не разит спящего врага и т.д. Многие герои мифов наделены выраженными солярными характеристиками (Геракл, Зигфрид и др.).

Солнечный культ «диктует» и своего рода солнечный сценарий жизни, передаваемый в солнечных мифологических сюжетах. Показателен в этой связи миф о наиболее известном солнечном боге – египетском Ра.

Согласно одной из версий Ра восстал из неоглядного Нуна (Хаоса) и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бенбен. Дабы создать всё сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»). По другой версии Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины.

Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне (фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца). Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу, и своими острыми лучами прогоняя мрак. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечной тьмы, где ему предстоит сразиться с демонами.

Наиболее трудное испытание здесь предстоит Ра при встрече с извечным его врагом — великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором Ра побеждает. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остаётся в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей. Открываются перед ним ворота горизонта, выходит Ра из ночной ладьи, умывается в водах прозрачного озера, надевает красные одежды и садится в дневную ладью, чтобы плыть по небесному Нилу и озарять землю своим сиянием.

Таким образом, в основе солнечной парадигмы, свойственной миру Отца, лежит идея порядка, справедливости, истины. Солнечный герой непременно должен пройти инициацию, пройдя через тьму (царство мёртвых, преисподнюю, ад) и вернуться победителем.


Лунный культ

В основе культа Луны лежит матриархальная система власти и божеств, доминантным воплощением которых является Луна.

Основной, центральный объект почитания лунного культа - Великая Богиня Мать. Согласно лунной мифологии, Великая Богиня существовала прежде времён и породила Вселенную из собственного тела и разума. Она родила бога-сына, которого сделала своим супругом, а результатом этого священного брака и стала жизнь на Земле. То есть Луна или Богиня Мать почитается здесь как эксклюзивная прародительница всех божественных сущностей, населяющих мир. В гимне, провозглашаемом некогда в храме Кибелы (Матери богов) говорится: «От Меня пришли все боги и богини, которые существуют».

Луна в образе Великой Матери руководит процессом оплодотворения у людей и у животных, а также управляет жизнью дикой необузданной природы. В связи с этим, в лунном культе действуют отличная от солнечного культа идеология. Если в мире Отца в первую очередь главенствуют требовательность и строгость, справедливый суд и следование Закону, то материнский мир предполагает ничем не обусловленную свободу инстинкта, отсутствие границ и запретов.

Кроме того, Мать Луна почиталась и как наводящая страх Мать ужаса (например, индуистская Кали). Она не только даёт жизнь, но и легко отнимает её. Если Великая Мать властвует над рождением и всей последующей жизнью, то Мать ужаса правит уничтожением. Поэтому рождение и жизнь в лунном культе неразрывно связаны со смертью и разрушением. Образ дающего жизнь женского чрева здесь трансформируется в образ всепожирающей пасти иного мира. Именно в связи с этим превращением Богиня Мать ассоциируется с тьмой.

Лунный культ имеет и своих героев. Но эти лунные герои или воины Матери, существенно отличаются от героев солнечных. Не зная кодексов и законов, они исповедуют одно правило – «для победы все средства хороши». Поэтому свободно могут нападать ночью, убивать спящих, подсыпать яд, бить в спину, лжесвидетельством обрекать на казнь и т.д. Врагом же таких героев может стать кто угодно, но по преимуществу, это, разумеется, враг Матери.

Лунный сценарий хорошо иллюстрирует миф об Артемиде. В античной мифологии она известна как покровительница охоты, владычица природы и госпожа зверей. У Гомера она охотница и богиня смерти, но также и покровительница рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, её сопровождает свора собак и любимая лань.

Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике жрицы Артемиды надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис – «болотной»), символизируя плодородие растительного божества. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии. Отсюда оргиастические элементы культа Артемиды и древнее представление о её лунной природе и близости к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которыми она часто отождествляется ...

Страницы: 1, 2 | Вверх

 

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Предупреждение


Расписание


Отзывы

Мужское и женское сквозь призму сакрального


Наша страница ВКонтакте

www.vk.com/studio_name

СПИСОК КУРАТОРОВ «ШКОЛЫ ИМЕНИ» В ГОРОДАХ РОССИИ

 


Запрос на бланк именной генограммы


10 роковых ошибок, которые могут совершить родители при выборе имени для ребёнка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы Вам о них расскажем
* обязательно для заполнения
Close
  Напомнить позднее   Больше не показывать