Жаров С.А.
Три очерка о тайне пола, чувстве вины, культуре и цивилизации


Очерк первый: о чувстве вины

Вина — это чувство, вернее, состояние проигравшего справедливую битву. Именно поэтому проигравший будет наказан: уничтожен или закабален. Древний глагол «винить» означает «преследовать врага, быть причиной». Виновный виноват в том, что развязал войну против того, на чьей стороне правда, а значит чья сила неоспорима. Поэтому им война будет проиграна, и он станет пленником победителя. Но прежде чем это произойдет, он обернется врагом самому себе, став причиной своего будущего поражения. Победа — это движение по пути, предназначенному по праву рождения. Поражение — это ошибка, сбивка со своей дороги и потому — война, которая будет проиграна. Сойти со своего пути, значит встать на чужой. В этом - главная причина поражения. Безхозных путей не бывает. Каждый кому-то да принадлежит. Сила дается только тому, кто идет своей дорогой. Его усиливает его собственный путь, на котором каждый шаг — это шаг силы и реализации внутреннего могущества.

Но что сбивает с пути? Что мешает человеку, сбившемуся однажды, вернуться обратно? Ведь это кажется так просто сойти с чужого пути и встать снова на свой... Имеет смысл попробовать с этим разобраться.

Предлагаю на некоторое время отвлечь внимание от реалий сегодняшнего дня и представить себя в мире, где человек свободен и полностью управляет своей судьбой. Историческая память подсказывает, что даже если это и возможно, то ненадолго, так как всегда (насколько это известно истории) найдется группа людей, желающих захватить власть в свои руки, а так же найдутся те, кто эту власть им в руки вложит. Итак, есть общество пока свободных людей, живущих по какому-то неведомому для современного человека внутреннему закону. И есть группа тех, кто хочет получить над ними власть. Что это за группа и почему ей понадобилось подчинить своей воле свободных людей выходит за пределы нашего умозрительного исследования и потому останавливаться на этом не будем. Чтобы было проще назовем эту группу - власть.

Себя же представим на месте другой группы, допустим, социальных технологов, которой от власти приходит заказ на создание некоего инструментария, позволяющего ей безпроблемно для себя управлять населением. Сделать его себе подконтрольным. Это должен быть тонкий механизм, органично вплетенный в психическую материю каждого управляемого субъекта, выстраивающий логику его социального поведения по заданным «чертежам и схемам». Причем «чертежи и схемы» со временем могут меняться, а сам механизм нет. О методах внедрения речь не идет. Возможно, этим будет заниматься другая группа. Наша задача разработать инструментарий. Что для этого нужно? Как минимум, заменить внутренний закон «пока еще свободных» на...чувство вины. Пусть ими движет вина. Пусть она станет мотиватором их поступков, главным советчиком при выборе того или иного направления, действия, шага. А для этого нужно создать институт греха, так как безгрешная душа невинна и тем сильна. Итак, грех. Вот ключевое понятие для формирования чувства вины. Чтобы сделать человека виноватым, нужно сделать его грешным. Но как? Как спровоцировать его на совершение преступления, когда самая природа его этому противится? И даже оступившись раз, он больше уже не оступится коли это ему не свойственно. А, значит, выйдет из-под властного контроля. Тотальное управление нуждается в тотальной вине управляемых. В их неизменной неосознаваемой потребности быть наказанными. И значит задача заключается в том, чтобы сформировать потребность в преступлении, которого по сути нет. Точнее, нужно создать такие психологические условия, чтобы человек - внутри себя - находился если не в состоянии постоянного совершения «преступления», то, по меньшей мере, в состоянии желания его в любой момент совершить. А для этого много не требуется, надо просто подменить понятия и естественное объявить противоестественным, чтобы импульсы и позывы естества воспринимались человеком как нечто преступное, то бишь греховное, а значит, наказуемое. Нужно наложить запрет на то, что в человеке живет неотлучно, что составляет его органику, от чего отказаться он не сможет. Тогда, разработав систему запретов и ограничений, ловко ею манипулируя, можно тонко управлять состоянием внутренней «греховности» человека. А это - ключ к его подчинению. Подчинение чужой воле можно истолковать как форму наказания за предательство внутренней правды, за выбор противоестественного способа существования под видом естественного.

Теперь нужно найти эту точку приложения административных усилий, некое место в онтологической структуре человека, воздействуя на которое, можно инициировать чувство вины и сопутствующую ему потребность в наказании. Ту самую потребность, которая может быть удовлетворена только одним способом — добровольным лишением виновного его свободы воли и выбором выстраивания жизненного пути по заданным «чертежам и схемам».

Где же искать эту точку? Логика подсказывает — в начале. Ибо все начинается с истока, по крайней мере, если это касается человека. Где же в таком случае начинается человек? Мы не будем уходить в метафизические изыскания относительно его духовной природы. Нас более интересуют приземленные материи, ибо без них даже духу опереться не на что, да и понятней нам они, осязательней. Для полноты картины имеет смысл обратиться к корпусу мифов о первотворении мира у различных народов и биологическом их воплощении у тех же народов во все времена. В них наличествует общая черта: чтобы творение произошло необходимо два начала - Небесный Муж и Земная Жена - кои сливаются друг с другом в акте Великого Делания, зачиная тем самым новый мир. Но ведь и при творении человека происходит то же. Выводов здесь несколько, минимум два.

  • Миф о первотворении и биология зачатия соотносимы. Это одно и то же действие, разворачивающееся на разных уровнях, или планах бытия. А коли это так, то вход в исток может быть как со стороны мифа, так и со стороны биологии.
  • В истоке задействованы две силы, два пола и их связь.

Таким образом, исток, то бишь источник всего, что связано с земным началом человека, это его пол (ведь если нет пола, то нет и половых отношений), его сексуальная природа. Она же — точка приложения усилий, полюс управления и подчинения.

Теперь не трудно вывести логическую цепочку, приводящую от истока творения к чувству вины. Вот она: сексуальность — грех — чувство вины. Создав в неосознаваемых глубинах «пока свободных» подобную ассоциативную связь, мы получим искомый инструмент управления, который сам, без специального участия, будет налагать запреты, нагнетая тем самым состояние внутренней непереносимости, опасного напряжения, нуждающегося в нормативно-пристойной разрядке, то есть по заданным «чертежам и схемам». Лежащее в основе жизни, в истоке творения будет объявлено непристойным и, подобно злостному преступнику, приговорено к пожизненной ссылке за моральную невменяемость. Здесь мы вынужденно приходим к другому понятию. Чтобы институт греха упрочил свою власть в психическом мире субъекта, нужно создать противоположное ему учреждение — институт морали, задачей которого будет обосновывать и аргументировать вину. Мораль — очень точное слово, состоящее из двух корней: мор — смерть и ал — божественная полнота. Только мораль справится с подобной миссией — уничтожать святое и божественное в человеке, его природную опору, без коей человек слаб, а значит подначален. Через понятие морали мы подошли непосредственно к управлению. Если грех — внутри, то мораль — снаружи. Они что два конца одной веревки: потянешь за один — шевельнется другой. Возведя мораль на престол Закона, можно, управлять состоянием внутренней греховности и вины, меняя ее облик по своему усмотрению. Итак, цепь замкнута в круг: с одной стороны — сексуальность, с другой — мораль, между ними — грех и чувство вины. Получился неплохой ошейник для «пока свободных».

Чувство вины — это чувство войны, внутреннего раскола, напряженнейшего конфликта между природным и социальным, между «хочу» и «должен». Природа человека говорит на языке желаний, социум — на языке долженствований и никому непонятных обязательств.

В результате нашего умозрительного исследования мы подошли к главной тайне человеческого управления — тайне сексуальности и природы пола. Именно она, а вернее, невозможность ее раскрыть, сбивает человека с пути и мешает, сбившемуся однажды, вернуться на него вновь. Проблема заключается в том, что путь, как бы ни пытались сие оспаривать господа скопцы, не существует без пола. Более того он и есть пол, его пролонгация во внешнюю действительность. Игра в половые отношения не в счет. Жан Бодрийяр прав в своем жестком диагнозе современного цивилизованного общества. Сексуальность в нем есть, а секса нет. Полоролевые отношения представлены во всех модификациях, а вот пол за ними почему-то не просматривается. Разве что сращенные с кожей половые нормативы...

Социальные технологи точно вычислили место для установления рычага. Управление человеком начинается с управления его сексуальностью и это непреложный факт. Достаточно заглянуть в себя, чтобы увидеть, что чувство вины — этот скрытый дирижер тайных мотивов — растет из темных недр человеческой сексуальности, ее хтонических глубин.


Очерк второй: о тайне пола, культуре и цивилизации

- 1 -

Само слово «тайна» таинственно для умственного взгляда сегодняшнего человека. Его смысловая душа, или, как сейчас модно говорить, суперлатив, расположена в высшей точке постижения возможного. А то, что человек под нею разумеет, не более чем тень, отброшенная на поверхность его земного существования. Живя в тени собственной тайны, путаясь в ее тенетах, современный человек питает иллюзию свободы, совершая некие движения из стороны в сторону. Он похож на героя, чьи ноги спутаны тонкими невидимыми нитями и весь путь, который, как мниться ему, он совершает, лишь фантазматическая игра воображения. Сам же он стоит и не движется с места, разве размахивает руками да выгибает иногда туловище. Это похоже на транс, а лучше сказать одержимость неведомым.

Тай-на: тай — конец, предел, завершение; на — совершенство, открытость миру.

Тайна всегда стоит на пути человека к совершенству и только поэтому она — главный движитель его развития. Когда тайное становится явным обретается путь, и человек из путаника превращается в путника.

- 2 -

Одно из образных значений слова «пол» — рекомый путь через врата к истоку.

Пол сакрален. Он — один из центров, через которые проходит ось веры человека, его трансцендентной мужественности или женственности. Уверенность в своем поле есть по сути уверенность в себе, но верно и обратное. Тайна современного человечества, большей его части, состоит в том, что оно бесполо. На инициатические практики, направленные на формирование и раскрытие пола, наложен негласный запрет. Пол дискредитирован и очернен, заменен на половые поведенческие модели, созданные по заданным «чертежам и схемам». Человек не идентифицирует себя по полу (здесь речь идет не о первичных и вторичных половых признаках, а о метафизическом половом начале, определяющем его природную суть).

На протяжении нескольких лет я проводил следующее исследование. Всем, с кем приходилось мне общаться задавал один и тот же вопрос: «Кто ты?». Мне было интересно с кем или чем человек себя ассоциирует, как себя определяет. Ведь это очень важно знать, хотя бы для самого себя, кто ты. Ответы были в основном стандартны, как будто существовал где-то катехизис, по которому они их заучивали: учитель, мать, сын, студент, сестра, католик и прочее в том же духе. Некоторые называли свое имя, некоторые биологический вид, один определил себя через отрицание - «не дерево», но, что меня поразило, никто не назвал свой пол. Никто не сказал «я — мужчина» или «я — женщина». Люди бояться этих определений, так как глубоко внутри себя знают, что этому не соответствуют. Один мой знакомый в откровенной беседе признался, что больше всего боится потерять свою мужественность и поэтому занимается различными видами единоборств. Но потерять можно только то, что по отношению к тебе является внешним, что не составляет твоей сути. И он такой не один. Выбор поведенческих стратегий во многом у современного человека диктуется скрытым страхом не соответствовать предустановленным сексуальным моделям. Складывается ощущение, что бесполое общество заключило негласную конвенцию о взаимной пощаде, выдав каждому своему представителю лицензию на притворство с правом подозревать любого в нечистоте.

У некоторых страх перед собственной сексуальностью приобретает довольно экстравагантные формы, выражаясь в отрицании либо неприятии своих половых органов. Один молодой человек ассоциировал свой пенис с кактусом, шлангом и колючей проволокой, а потом удивлялся почему у его девушки не вдохновенное лицо, когда он «в нее входит». Не всякая вагина способна принять в себя кактус.

Тайна пола — одна из основных тайн, в которую раньше посвящали каждого, кто достигал определенного возраста. В последнее же время она стала достоянием немногих, избранного круга хранителей и властителей, чья власть собственно говоря на ней и держится. Имеющему пол проще управлять бесполым, ибо бесполое существо по определению бесправно. Оно лишено статуса человека: так — заготовка, рабочий материал.

В старину без знания тайн своего пола до пола противоположного не допускали, ибо «пока ты не открыл тайну свою и не овладел ею, тайна другого пола вредна для тебя и опасна». Не допускали и того, что сейчас распространено как норма: псевдомужчины создают с псевдоженщинами семейные пары. Точнее, сожительствуют друг с другом в браке. Они полны взаимных претензий, которые удовлетворить не в состоянии. Это происходит оттого, что тайна собственного пола каждого из них не раскрыта и потому свербит и досаждает изнутри.

«Мужчина» не может сделать «женщину» Женщиной. «Женщина» не может «мужчину» сделать Мужчиной. Культура любого народа это знает. Именно поэтому и существовали институты инициаций, в задачи которых помимо прочего входило посвящение молодых в тайны их сексуальности. Причем у мальчиков были свои посвятительные обряды, у девочек — свои. Только после того как они становились мужчинами и женщинами им разрешалось создавать семейные союзы, не раньше.

В приватных разговорах, а их за эти годы было предостаточно, женатые и неженатые «мужчины» признавались в своих тайных желаниях, которые сводились к тому, о чем в обществе вслух говорить не принято. И уже признавшись, недоумевали: откуда у них — таких приличных людей — столь неприличные и грязные желания? Они даже не подозревали о непосредственной связи своих фантазий с некоторыми из инициатических практик древности. Ведь это так «непристойно и скверно». Но что такое «скверно»? Мирча Элиаде писал: «все сакральное священно и скверно одновременно». Это две стороны одного явления. Может быть поэтому из мира ушла святость, что общество стало чересчур чистоплюйным?

Один мудрый человек учил: хочешь раскрыть тайну обращай внимание на три вещи — очевидное, странное и скверное; истина — за ними. Если что-то обильно покрывают грязью, значит это кому-то нужно, значит в этом есть какой-то смысл. Например, вызвать отвращение и перевести внимание на что-то другое. И все это нанизывается на страх не соответствовать половым стандартам. В противном случае на нарушителя навесят ярлык извращенца (еще один вербальный оператор, разработанный социальными технологами для эффективного управления). Бесполая масса боится своих желаний и сделает все, что от нее потребуют, дабы получить от «полиции нравов» индульгенцию и право на «чуть-чуть не так». Два примера.

Молодой парень, назовем его N., мечтает, чтобы его изнасиловал мужчина, но боится, что это ему понравится и он станет проституткой. Поэтому он создал семью, как «гарант своей безопасности». Это то, что его «держит и не дает сорваться».
Другой, назовем его V., уже не мечтает, а реализует, но — цивилизованным способом: просит партнершу в момент интимной близости надевать фаллоимитатор.

Оба — примерные граждане, играющие в социуме - на региональном уровне - не последнюю роль. У первого семья и дочь. Второй живет с женщиной, на которой намерен жениться. Внешне все пристойно и благополучно. Можно ли назвать их извращенцами?

На сегодняшний день «извращение» понятие настолько емкое и пустое, что готово вместить в себя любой образ, не согласующийся с нормативными представлениями говорящего. Словарь Ожегова дает два определения: 1) ложное истолкование; 2) противоестественное поведение.

Ко второму обычно добавляют: «что-то аномальное, отклоняюшееся от нормы». И для многих это настолько «очевидно», что они даже не задаются вопросом: а как это возможно? Если существует норма, имманентная человеческому естеству, то как может это естество от нее отклониться в противоестественную для себя сторону? Тут что-то с чем-то не сходится.

И — либо «человек всесторонне извращен», либо ложно со всех сторон истолкован. Хотя в наше цивилизованное время оба эти вывода верны: они составляют возможность для парадоксального взгляда на сей феномен.

Для культуры прошлого «извращение» (с современным набором ассоциаций) понятие, лишенное смысла. Скорее цивилизованный образ жизни она бы назвала этим словом. Если составить два списка и в один поместить основные именации «извращенных» действий настоящего, а в другой — дескрипты некоторых ритуалов, обрядов и праздничных действ прошлого, то можно увидеть, что они коррелируют между собой: нудизм — с ритуальным обнажением, трансвестизм — с ритуальным облачением в женские одежды служителей материнского культа, маргинальные сексуальные практики — с посвятительными обрядами в тайны пола и т.д. Есть точная формула: забытое прошлое хватает за горло настоящее. В данном случае она работает на все сто процентов. Отказ от культурного прошлого чреват кислородным голоданием, то бишь извращением, которое по сути своей есть выродившийся ритуал. Современная цивилизация с ее извращенным подходом к человеческой природе и сексуальности — искаженная калька с культуры, знавшей и понимавшей все тонкости психосексуального взросления человека. И нет ничего удивительного в том, что, лишенный культуры, он застревает на какой-то из стадий. «Всесторонняя извращенность» современного человека коренится в его желании повзрослеть и стать половозрелым. Бесполое существо хочет обрести пол вот и пробует на свой страх и риск всякие «неприличности». Самое интересное, что поиски ведутся в правильном направлении, проблема только со способами реализации: метод произвольного тыка хоть и выручает, но далеко не всегда приводит к искомому.

В древности ритуальный переход во взрослую жизнь осуществлялся в несколько этапов. Разные исследователи выделяют разное их количество, но обязательных, с чем они все согласны, пять:

  • отрыв от матери;
  • испытание болью и унижением;
  • прохождение через ритуальную смерть (посвящение в тайны жизни и смерти);
  • посвящение в тайны пола;
  • посвящение в священную историю рода и народа.

Это в основном касается мальчиков. У девочек было что-то свое. Про них у меня информации мало. Единственно, что знаю наверняка, первый и четвертый пункты совпадают, а пятый отсутствует, так как считалось, что носителем священной истории может быть только мужчина — наследник родовой мудрости, земной представитель родового духа.

До 12 лет (возраста семи пядей во лбу) детей по полу не определяли: для мальчиков и девочек было одно название — чадо. И только после прохождения инициации они обретали пол. (Период взросления у мальчиков и девочек был разный: у мальчиков 9 лет, то есть с 12 до 21 года, у девочек 4 года — с 12 до 16 лет). Не прошедшие обряд считались бесполыми и к общественной жизни не допускались. Особенно строго подходили к мальчикам, будущим отцам.

Культура знала, что у мальчиков пол нужно формировать, у девочек — раскрывать, поэтому внешняя и содержательная стороны их посвятительных практик отличались друг от друга. И территориально они разводились: строго — под страхом смерти — запрещалось женщинам присутствовать на мужских инициациях, мужчинам — на женских. Таинство пола потому и таинство, что может быть доверено только представителю родственного пола, ибо мужское формируется мужским, а женское раскрывается женским. Будущей женщине не нужна тайна вхождения в мужской пол, как и мужчине — тайна вхождения в пол женский. Обремененность не своей тайной опасна: знать тайну другого пола все равно, что носить в себе другой пол. Поэтому тайна пола оберегалась и хранилась внутри самого пола. И на уровне практик, и на уровне языка. В культуре знали: сказать — то же самое что показать, слово приравнивалось к действию; по этой причине мат — язык посвятительной сакралики — был табуирован: в присутствии женщин и детей на нем говорить не дозволялось, в противном случае это означало бы сделать их свидетелями запретного.

Мир мужской и мир женский, мир Отца и мир Матери осмысливались как разные миры. Переход из одного в другой — от Матери к Отцу — и составлял суть инициации, второго — психического — рождения.

Пол обретается в мире Отца, именно поэтому разрыв с матерью сущностно необходим. Как поясняющую метафору здесь можно рассматривать процесс физического рождения: в определенный природой срок младенец покидает утробу, пуповину обрезают и он входит в новый для него мир. У разных народов этап разрыва происходил по-разному: где-то ребенка отнимали силой, где-то через ритуал отпускания-прощания (мать оплакивала сына как умершего, так как понимала, что вернется он уже другим: «не мальчиком, но мужем»).

К сожалению, цивилизованному человеку помнить об этом нельзя, да и любопытствовать на сию тему не очень рекомендовано. Цивилизации, построенной на тонком манипулировании сознанием большинства, пол не нужен; ею приветствуется «идентичность без сущности» и «сексуальность без секса». Будучи по природе своей матриархальным, цивилизованное общество находится во власти материнских комплексов и материи, а потому «идеальный мужчина» в нем — женщина». Современные матери не отпускают своих детей, а современные отцы, желая соответствовать «идеалу», не способны их отнять. Конечно, бывают и исключения, но...они не так многочисленны, как хотелось бы.

Современные отцы в самый ответственный период предпочитают отойти в сторону. Я говорил со многими подростками, практически у каждого из них есть внутренняя претензия к отцу ...

Страницы: 1, 2 | Вверх

 

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Предупреждение


Расписание


Отзывы

Мужское и женское сквозь призму сакрального


Наша страница ВКонтакте

www.vk.com/studio_name

СПИСОК КУРАТОРОВ «ШКОЛЫ ИМЕНИ» В ГОРОДАХ РОССИИ

 


Запрос на бланк именной генограммы


10 роковых ошибок, которые могут совершить родители при выборе имени для ребёнка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы Вам о них расскажем
* обязательно для заполнения
Close
  Напомнить позднее   Больше не показывать