Маковский М.М.
Буква (глава из книги "Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев")

С самого начала своего возникновения в виде пиктографии письмо использовалось в белой и черной магии. Так, магическая сила написанного менялась в зависимости от материала, на котором была сделана надпись, и особенно от материала, которым делалась надпись (острые предметы, мел той или иной окраски, «священные» предметы, использовавшиеся для письма, кровь), а также от личности самого писца. Считалось, например, что Небо это тот пергамент, на котором Божество пишет, рассыпая по нему звезды. Именно с Неба божество передало людям книги Торы, Корам, содержащие божественные откровения. Трансцедентальные письмена после кристаллизации в божественном Всеведении были «опущены» божественным дыханием на низший уровень, где они и породили очевидный (явленный) мир. Таким образом, устанавливается соответствие между божественными письменами и различными уровнями «явленной» Вселенной, т.е. нашего мира. При этом опущенные на Землю священные письмена рассматривались как образ или отражение изначальных священных («иератических») письмен. «Утерянные письмена», или, скорее, скрытые от людей Темного века, точно гак же стали для них невидимыми и недоступными, как недоступен для них и высший центр Вселенной, т.е. Божество. Язычники рассматривали Вселенную как Божественную Книгу. При ном образ книги и буквы, как указывает известный французский исследователь Р.Генон (см. Р.Генон. Символы священной науки. М., 1977), связан с символикой ткачества - сплетения бессмертного со смертным, горизонтального (земного и смертного) и вертикального (божественного и бессмертного), мужского и женскою, различных планетартных сфер. Существовал образ «Книги Мира» как вселенской Вагины, на которой Божество сеет свои письмена. В широком смысле Книга Мира, исписанная изнутри и снаружи (аллегория эзотерического и экзотерического) близка к образу обоюдоострого меча (ср. др.-сев. staefr «буква», но исл. steipir «меч»; англ. sword «меч», но англ. word «слово»).

Инструментом письма для Божества была божественная десница (ср. русск. ручка «инструмент для письма») или божественный пенис (он приравнивался к божественной деснице) ср. греч. χειρ «рука», но и.-е. *ker- «писать», «царапать»; тох.А poke «рука», но русск. буква; англ. book «книга». С другой стороны, ср.: др.-англ. teors «пенис», но арм. tar «буква», а также лат. penis < *pesnis, но англ. реп (ср. англ. spin «ткать»).

С самого начала изобретения письма большое развитие получила буквенная магия. Определенные буквы, буквенные формулы, слова и сокращения слов писали на домах, подвешивали на шее в виде амулетов, писали не теле, записи словесных оберегов прикрепляли к стенам или дверям домов, подкладывали под новорожденного, проглатывали записки с нанесенными на них буквами-оберегами. При этом такие магические сочетания букв использовались не только как обереги, но и как проклятия врагам, причем писцы всемерно старались скрыть смысл написанного от непосвященных (ср.: F.Dornseiff. Das Alphabet in Mystik und Magie. Leipzig Berlin, 1925; A.Bertholet. Die Macht der Schrift in Glauben und Aberglauben. Berlin, 1949). Ср. русск. буква, но хет. puk «ненависть» (ср., С другой стороны, .тох.А puk «верить, вера»); др.-инд. varna «буква» (ср. др.-англ. rипа «буква»), но иранск. *vrsna «голод, страдание, смерть»; лат. littera «буква». но нем.диал. lerz. "left, bad", др.-англ. lort «грязь»; русск. чертить, но русск. черт.

Буквы, но поверью язычников, считались божественными письменами на небе: в виде букв выступали звезды, которые воспринимались как божественные окна или дыры в небе: ср. лат. littera «буква». но хет. luttas «окно», ирл. reid "vaccum". Интересно сопоставить хет. mul «звезда», но гот. meljan «писать»; греч. ουρανος «небо», но др.-англ. writan «писать» + и.-е. *uan «бить, царапать»( «писать»).

Каждое слово, т.е. сочетание магических знаков, символизирует сакральное действо, направленное на достижение той или иной цели (вызывание дождя, гибель противников, молитва об удачной охоте или рыбалке, оберег, молитва о спасении больного и др.), причем отдельные элементы слова (буквы) олицетворяли не только участников сакральной оргии (жреца, его окружение и др.), но и все категории языческой ментальности, без которых немыслима жизнь первобытного общества (тотемические, табуирующие, виктималь-ные и сакральные элементы слова).

Греческое слово στοιχείο ν «буква» соотносится прежде всего с понятием бытия (ср. тох.А tak «быть»), понимаемым как божественное «Явление» (ср. и.-е. *deik- «являться», англ. thick «толстый, надутый > сущий», англ. thing «вещь, явление», литовск. diegas "Keim, Sproß", ср. и.-е. *dheg- «горсть, светить»). С другой стороны, рассматриваемое слово отражает мифологическое представление о так называемой «лестнице в небо» (ср. нем. Stiege «узкая лестница», нем. steigen «подниматься, восходить»: литовск, dangщs «небо»). Вместе с тем понятие буквы непосредственно связано с понятием числа (ср. нем.диал, Stieg «двадцать»), т.е. с понятиями Гармонии, Порядка, Соединения (ср греч, τεχνη «исскуство, ремесло» <*tεk- "weben"). Буква, как и число, в древнем сознании выступала в качестве оберега (ср. греч. τείχος «стена») и в связи с ним соотносилась с понятием краски (ср, др.-англ. deag «краска»). Соотносясь с понятием горящего огня (и.-е. *dheg-«гореть»), понятие буквы непосредственно связано с понятием духа, души: ср. ново-греч, οτοιχειον "Geist, Gespenst", русск. дух, но индо-арийск, doh «рука»: руки уподоблялась языку пламени (относительно символики руки см. М.М.Маковский.

Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. - М., 1996), а также с понятием мысли (верхняя часть костра, уходящая в небо): ср. нем. denken «думать», др.-инд. dhih "Gedanke, Verstandnis". Вместе с тем следует сопоставить: и.-е, *teng- "benetzen, anfeuchten": связь огня и воды; ср. также: oсет. dog «молоко (небесных коров)», осет. tug «кровь».

Латинское слово elementum «буква» соотносится с и.-е. *el-«гнуть, связывать» (буква символ Первоестества и Вселенной - как Связь, Божественная гармания, Божественный Порядок). Оно связано с понятием Центра (ср. тох.А alym "le soi, le moi": человек как Центр в антропоморфной модели Вселенной); буква символизирует Первоестество (ср. исл. all "Keim"), Мировой Разум как Божество (ср. тох.А yallon "fonction du sens"). Кроме того, рассматриваемое слово связано с понятием Змеи - символом Вселенной: ср. др.-англ. ile "the liver fluke''. Важно учесть исл. jel "storm", лат. proc-ella, греч. αυ-ελλα, θυ-ελλα, сербско-хорв. oluja (божественная стихия)1 „и.-е. *al-l*ol- «колдовство». Ср. также индо-арийск. alih «пчела» (символ божества и Вселенной).

Каждая буква, по поверьям древних, несет в себе определенный -меньший или больший (количественно и качественно) - заряд мистической энергии, который изменяется в зависимости от длины слова, его качественного состава и позиции буквы или сочетания букв (магических узлов) в слове. Внутри слова устанавливается определенный баланс мистической энергии.

Понятие «буква» соотносится с понятием «огонь» («огненные буквы»): ср. русск. буква, но и.-е. *bhok- «гореть; огонь»; латышск. burts «буква», но и.-е. *bher- «гореть»; др.-инд. varna «буква», но и.-е. *uеr- «гореть»; др.-сев. staf, stæf «буква», нем. (Buch)stab «буква», но и.-е. *teb-l*tep- «гореть»; латинское слово littera «буква» представляет собой табуированное образование, в котором два раза повторяется один и тот же корень *tel-: lit- < *tel- + *ter-l*tel-, ср. индо-ар. tal «гореть» (ср. арм. tar «буква»); греческое слово γραμμα «буква» соотносится с и.-е. *gher- «гореть»; ср. также: лат. elementum «буква», но и.-е. *el- «гореть» (ср. лат. ilia «кишка»: живот как центр огня в атропоморфной модели Вселенной). Поскольку, согласно древним представлениям, центр огня в антропоморфной модели Вселенной находился в животе, большинство слов со значением «буква» соотносятся со значением «желудок, живот, внутренности»2: ср. русск. буква, но нем. Bauch «живот»; др.-инд. varna «буква», но греч. ορυα «кишка»; литовск. raidа «буква», но др.-англ. reada «желудок коровы»; др.-англ. runa «буква» (букв. «таинство»), но лат. rumen «желудок».

Понятие буквы может соотноситься с понятием Мировой змеи: ср. лат. littera «буква», но др.-сев. lidr «змея» + др.-инд. taruh «червь, змея» (ср. арм. tar «буква»); др.-инд. varna «буква», но гот. waurms «змея»3.

Буква - символ оберега, символ твердости, смелости перед лицом опасности: ср. др.-сев. stæfr «буква», но тох.А tappe "courage, exploit, acte de valeur"; буква - символ божественного превращения (ср. др.-сев. stæfr «буква», но литовск. tapti «превращаться, становиться кем-то или чем-то»).

В эддическом эпосе можно найти свидетельства того, что руны связаны с так называемым «медом поэзии» - священным напитком мудрости. Он был создан карликами из крови убитого ими мудреца Квасира и пчелиного меда; третьим компонентом «меда поэзии» были руны, которые вместе с кровью и медом составили напиток мудрости (ср. Речи Сигдривы, 13: «Руны разные/все соскоблили/с медом священным смешав, разослали). Младшая Эдда упоминает также три сосуда, куда разлит «мед поэзии». В более широком смысле «мед поэзии» можно истолковать как опьяняющий напиток, который был неотъемлемой частью сакрального возлияния, в мифах также прослеживается мотив о похищении опьяняющего напитка: похищение сомы-амриты в индийских мифах, хаомы - в иранских, нектара-амброзии - в греческих. Важно иметь в виду, что согласно древним воззрениям «речь течет», то есть письмена должны были быть неотъемлемой частью «напитка мудрости»; с другой стороны, священный напиток обычно приготовлялся из различных трав; трава же (буквально «торчащая вверх») уподоблялась язычниками волосу и огню - символам божественной силы и связи всех миров. В этой связи греческое слово γραμμα «буква» может быть связано с др.-англ. gers «трава», литовск. gerti «пить», лат. gramen «трава» + корень, представленный др.-англ. medu «мед» (напиток), валийск. medd и др.; латинское слово littera «буква» соотносится с др.-англ. lid «яблочное вино», ирл. laith «пиво» + русск. тюря «похлебка на воде с крошеным черным хлебом, часто на квасе с луком» (относительно первой части этого слова интересно сопоставить др.-сев. leidla «экстаз, опьянение); др.-сев. runa «буква, руна» можно соотнести с русск.диал. руно «пучок хмеля с корнями», ирл. ron «конский волос», ср. др.-инд rnв «первопричина». Русское слово буква соотносится с др.-сев. bygg «ячмень», а др.-инд. varna «буква» - с ирл. fer «трава»; др.-сев. stæfr «буква» соотносятся с исл. demba "Regenschauer", норв. demba "Wasserpfutze", кельтск. *daba "Gefaß", англ.диал. tib "small beer", dobbin "a small thick glass tumbler".

Латинское слово scribere «писать» < и.-е. *ker-/*kel- «резать, царапать» соотносится с исл. kraptr/kroptr "Zauberkraft" (письмо считалось священнодействием), но с другой стороны, с лат. herba «трава» (сырье для приготовления хмельных напитков, использовавшихся для возлияния) и латышск. skurbs «пьяный» (ср. литовск. skerpliai «жидкость, мокрота», и.-е. *skolbh- "rinse, wash"), исл. kroppr ''Krug"4.

Вместе с тем важно принять во внимание индо-арийск. kalya-«хмельной напиток», но др.-инд. kala "Kunst, Poesie" (напиток мудрости как поэзия), др.-инд. kala «божественное время. вечность» (божественная вечность, в которую погружается и с которой сливается человек в результате экстаза, обусловленного возлиянием): ср. лат. caelum «небо». Важно также учесть др.-инд. kalyah "wise" (божественный напиток мудрости) и лат. scala «лестница» (алфавит как лестница в небо, буквы как отдельные ступеньки этого алфавита, олицетворяющие одно из небес).

Подобным же образом и сербско-хорв. слово буква (др.-инд. sravas "Schall, Ruf) соотносится с др.-инд. sarajat "ergießend", sr "fließen"; к тому же корню относятся прусск. sulo "geronnene Milch", латышск, sula "Baumsaft". Поскольку божественный напиток мудрости уравнивался с божеством, можно также принять во внимание лат. sol «солнце» (олицетворение божества), лат. solus «один» (единица как олицетворение божества) и тох.А salu «полностью, целиком» (единство Вселенной, олицетворяемое Буквой), тох.А sale «основа, фундамент». Следует отметить, что буква, как и напиток мудрости, который ее порождает, считались тотемами и приравнивались к зверю-тотему: ср. др.-инд. srajaya «зверь-тотем».

Для обретения рун - божественной мудрости, силы и откровения - жрецам приходилось подвергать себя жестоким испытаниям: они подвешивались на деревьях, протыкали себя острыми предметами, наносили себе увечья5. В связи с этим слова со значение «пытка, страдание, мучение» могут соотноситься со словами, имеющими значение «божественное слово», «божественная сила», «начало». Ср.: русск. мука, мучение, но тох.А тик «(божественная) сила» (арм. тек «один» - символ Вселенной); др.-англ. susl "Elend, Qual", seoslig "bekummert", но др.-инд. sas- "bezeichnen, nennen" (ср. тох.А sas «один» - символ Вселенной), а также др.-инд. sasalya "leidvoll, verwundet" и др.-инд. sasa "Kraut, Gras" (трава, из которой изготавливался опьяняющий напиток), русск. терпеть - хет. tarpallis «знак», но литовск. tarpti «преуспевать», латышск. tarps «червь» (символ Вселенной): нем. Qual «пытка, мучение, страдание». но тох.А cwal «начало» (божественное творение), ср. и.-е. *kuel- «быть, существовать; светить».

Если точку принять символически за царство Богов6 (в древности точка символизировал Центр, Первопричину, место, откуда все происходит и куда все возвращается), то есть за боготворческое начало, которое можно изобразить в виде зерна, из которого выходит стебель, то точка, из которой выходит Луч, есть Бог-творец, который творит Мироздание, что и дает Единицу, но от Божества исходит не один луч, а много. Таким образом устанавливается диалектическая взаимосвязь единичного с общим (множественным) и множественного (общего) с единичным. Именно такие два луча, исходящие из одной точки, представлены в написании буквы А: один из лучей - это божественный Свет, а второй - это тьма, пустота; кроме того, буква А представляет собой треугольник -символ Божества, вселенской Гармонии, вселенского порядка, сцепления и человека как антропоморфного символа Вселенной. Буква А олицетворяет опускание божественной Энергии в созданный Божеством материальный мир; кроме того, лучи, исходящие из одной точки в букве А, символизируют возвращение всех энергий творческого процесса в божественное пространство. Буква А - это единство противоположностей: начала и конца, бытия и небытия, мужского и женского, верха и низа, внешнего и внутреннего. Единица предстает как соединение противоположностей, то есть как двойка, спаянная воедино. Горизонтальная черта, соединяющая два луча в букве А - это связь противоположностей, определяющая божественное Бытие. Буква А - это символ Божества (ср. др.-сев. ass «бог, божество»), это символ божественного Глаза (ср. тох.А ак «глаз»); буква s, присоединяемая к А в первом случае, символизирует божественную спираль (олицетворение вселенского равновесия и боготворчества), а буква к во втором случае символизирует вселенский порядок и гармонию. Буква В представляет собой изображение божественного шеста (фаллоса, лестницы в небо), соединенное с расколотым пополам Мировым яйцом (оно же может фигурировать и как часть мужского полового органа - фаллос и мошонка); обе части Мирового яйца повернуты вправо (число «три»). Символика буквы В - начало божественного творчества, истечение семени, экстаз, вспышка, молния, рождение, рассвет, восход Солнца7.

Буква С - это символ разрыва круга, разрыва вселенского Порядка и божественной Вечности, это символ луны, потустороннего мира (ср. лат. cessare «прекратить, разорвать», где буква С соединена с S - символом вселенского равновесия). Вместе с тем, согласно мифопоэтической традиции, божественный разрыв Хаоса - это символ боготворчества, олицетворение скрытого огня, концентрированной энергии жизни, божественной силы, божественного семени, а также души и воздуха.

Буква D олицетворяет дверь, переход из одного состояния в другое. Вместе с тем рассматриваемая буква символизирует женский половой орган, коитус, а также женскую грудь. Однако значение «дверь» может одновременно означать отделение одного божественного энергетического пласта от другого, а также отделение тела от души (смерть как соотносительный элемент в диаде «жизнь - смерть»).

Буква Е - это шест с отходящими от него параллельно расположенными тремя лучами, направленными вправо: она символизирует лестницу в небо, каждая ступенька которой олицетворяет различное распределение божественной энергии (-три неба); буква Е - символ боготворчества, солнца, света, огня, звука. В букве Е все три пласта (божественный, огненный и материальный), которые рождаются от творческого процесса Бога-Творца, объединяются в единый поток, чтобы вернуть всю энергию в Царство Бога. Буква Е, таким образом, - это символ божественных энергий от верха до низа и от низа до верха. Поэтому буква Е в зеркальном отражении также символизирует шестиконечную звезду (щит Давида).

Буква F, в отличие от буквы Е, имеет только два параллельных луча, исходящих от божественного шеста (фаллоса): первый луч отходит от верхней части шеста, олицетворяя божественный Разум, а второй луч - от средней части, олицетворяя сердце. Лучи в букве F символизируют также рога священного животного - коровы -небожителя и символа божественной силы. Символика буквы F -огонь, солнце, божественная энергия.

Буква G - это та же С с загнутым нижним концом (узел). Она символизирует разрыв непрерывности божеством и различные по магической силе узлы, связывающие землю с небом, а также отдельные микро- и макромиры. Символика этой буквы - самодостаточность, божественная творческая сила, целостность Мироздания.

С другой стороны, некоторые авторы (например, Генон) указывают на следующее. Если четыре греческих буквы Г (гамма) сложить под прямым углом, то образуется свастика - символ вращения вокруг центра Мироздания, символ постоянного возрождения, реинкарнации, а также боготворчества; свастика символизирует четыре основных точки в пространстве. Если же разделить символ свастики пополам, то мы получим прототип современной латинской буквы G (справа).

Буква Н - это два параллельно стоящих вертикальных шеста, соединенных горизонтальной перекладиной. Эта буква олицетворяет двойственность божественной единичности (расщепление божественной единицы как акт творения: ср. хет. has «открыть, разорвать», но has «родить, зачать») и в то же время спаянность, неразрывность двух противоположных частей Единицы (соединительная черта между двумя паралельными вертикальными линиями). Вместе с тем рассматриваемая буква олицетворяет небесные столпы, божественную дверь, небесных близнецов. (ср.: J.Chevalier, A.Gheerbrant. Dictionnaire des symboles. Paris, 1982, p. 546-548).

Буква I - вертикально стоящий шест - символизирует мировую Ось, вечность, а также Божественный Фаллос.

Буква К - это божественный шест (фаллос) с отходящими от его середины (сердце в мифопоэтической символике) под острым углом двумя лучами, располагающимися справа. Одновременно верхняя и нижняя части буквы К образуют острые углы, повернутые соответственно вниз (мужское начало) и вверх (женское начало). Буква символизирует андрогина (божественная самодостаточность). В другой проекции перед нами символ срединного пути, пути золотого сечения (Даосская философия, учение Будды), а также олицетворение стрелы - символа божественного Разума (ср. лат. sagax «мудрый», но sagitta «стрела»), символ фаллоса и божественного творения, символ связи неба и земли.

Буква L - это божественный шест с лучом, отходящим от его основания (крест). Эта буква олицетворяет единство Верха и Низа, божественное пространство. С другой стороны, луч, отходящий от вертикального шеста, олицетворяет Божественную Руку (в мифопоэтической традиции Божество нередко символизируется божественной десницей: ср. лат. deus «божество», но и.-е. *dous-«рука»; и.-е. *bhag- «рука», но русск. бог; лат. manus «рука», но др.-перс. mапа "god").

Буква М - это сочетание трех треугольников, два из них направлены острым углом вверх (женское начало), один вниз (мужское начало). Символика буквы - столкновение морских волн (олицетворение рождения), гора (символ Вселенной), небесное восхождение8.

Буква N - это сочетание двух треугольников - у одного острый угол направлен вниз (мужское начало), а у другого - вверх (женское начало) - тезис и антитезис. Символика буквы - олицетворение единства противоположностей, бытия и небытия, движение Духа в различных направлениях в пространстве, божественного Таинства (буква N входит в М).

Буква О - это символ мирового Яйца, женского начала, космоса, солнца (глаз Вселенной), а также Божественной вечности, символизируемой кругом, символ Мироздания.

Буква Р - символ мужских половых органов, боготворчества, Мирового разума. Она представляет собой божественный шест (фаллос), справа от которого находится половинка расколотого Мирового яйца (ср. русскую букву Ф, где представлены обе половинки Мирового яйца и божественный шест, раскалывающий его посредине).

Буква R по своему строению напоминает букву Р с той лишь разницей, что от середины божественного шеста в этой букве под острым углом отходит луч. Как и в букве Р, в рассматриваемой букве в верхней части шеста находится окружность (символ вечности, совершенства, мирового разума), направленная вправо. Луч, отходящий от середины (символ сердца) шеста, как и окружность, находящаяся в верхней части шеста (символ головы), олицетворяют непреложность божественной Воли9. Вместе с чем, как и буква Р, рассматриваемая буква имеет явно выраженный фаллический характер: об этом говорит, в частности, треугольник, направленный острым углом вверх (женское начало): этот треугольник образуется лучом, отходящим от середины шеста.

Буква S символизирует Божественную Змею - символ вечности, бесконечности, бессмертия; с другой стороны, буква S символизирует спираль - олицетворение космоса, а также цикличности, вечности Бытия, независимого от изменчивости движения, ритмичности; кроме того, спираль имеет фаллическое значение.

Буква Τ представляет собой вертикальный божественный шест (фаллос), перпендикулярный горизонтальной линии на его вершине (крест): речь идет о Божестве-творце, символизируемом шестом, упирающемся верхней частью в небо, которое символизируется горизонтальной чертой; рассматриваемую букву можно также интерпретировать как объединение Духа Покоя и Духа движения - от их соединения получается Дух творчества (вообще перпендикулярная линия символизирует боготворчество)10.

Буквы U, V символизируют Чашу - олицетворение Космоса (разломанного мирового яйца) и бессмертия, мужского начала (острый угол в буквах V, W направлен вниз), а также Судьбы.

Буква X представляет собой два треугольника, соединенные в верхней части острыми углами, то есть соединение мужской и женской сущности (космос), а также пересечение линий (крест). Вместе с тем левая и правая стороны буквы X образуют два других треугольника, соприкасающихся острыми углами, что символизирует переход из одной сферы (тьма, смерть, тупик) в другую (свет, жизнь), то есть перевоплощение, реинкарнацию. Буква X состоит из римской цифры V, соединенной с другой римской цифрой V в нижней части: она символизирует объединение пяти небесных и земных стихий в единую сущность.

Рассмотрение латинского алфавита с точки зрения языческой символики отдельных геометрических фигур, входящих в отдельные буквы, показывает, что в основе построения букв лежат такие геометрические сущности, как точка (олицетворение Божества), вертикальная линия (священный луч, исходящий от Божества и символизирующий божественный фаллос, боготворчество), лучи, отходящие от вертикального шеста под острым углом (вверх и вниз), окружность (символ мирового яйца), находящаяся в верхней или нижней частях вертикально шеста, а также справа или слева от него; параллельные или перпендикулярные вертикальные линии. В этом плане интересно сравнить латинское L и русское Г; латинское R и русское Я; латинское Ρ и латинское b или d, a также русское Ф.

Остановимся кратко на некоторых строчных буквах латинского алфавита. Строчная буква а (α) - это виток спирали, которая символизирует постоянство вращения божественной энергии в верхнем, среднем и нижнем мирах (в божественном, огненном и материальном мирах); эта буква символизирует также свернутую змею — символ Вселенной и магического узла; строчная буква е также указывает на спиральность и волновое развитие (трансформацию) божественной энергии, ибо е - это часть (одно звено) спирали; строчная буква g - это вертикально стоящая Змея (символ Вселенной), лестница в небо (с множеством магических узлов); окружность в латинских буквах b и d находится в нижней части шеста и повернута соответственно вправо (белое пространство) и влево (черное пространство)11. Св•. O.M.Aivanhov. The symbolic language of geometrical figures. Frejus, 1988. Mythologie de l'йcriture. Paris, 1990.

Можно полагать, что древнейшие священные письменные знаки были связаны с так называемой «письменностью птиц», соответствующей сакральному языку «языку птиц»: речь идет о птичьих следах, божественных «языках пламени», оставляемых ими на песке или на снегу; эти «лапки» принадлежат обитателям небесной тверди, птицам, которые по традиции считаются символами властителей неба, богами, праобразами божественных ангелов. В этой связи интересно сопоставить англ. bird «птица», но латышск. burts «буква» (ср. литовск. burtai «колдовство»); русск. ворона, но др.- инд. varna «буква»; франц. milan «коршун», но гот. meljen «писать»; др.-инд. vultur «стервятник», но др.-англ. writan «писать», греч. ορνις «птица», но др.-англ. runa «буква» (cр. англ. wren - название птицы); греч γραμμα «буква», но лат. hir-undo «ласточка», др.-в.-нем. gir, gira «коршун», др.-инд. garana, греч. γερανός «журавль»; элемент *ter, который встречается в русском слове тетерев, в лат. lit-terа «буква» представлен в обратном порядке (в начале слова, где не используется вариант с плавным l-) и прямом порядке (в конце слова): ср. арм. tar «буква».

Каждая буква представляет собой магический узел, магическое плетение божественных линий. Показательно, что все индоевропейские слова со значением «буква» соотносятся со значением «узел; связывать; плести». Ср. русск. буква, но литовск. bukis «сеть», нем. Bug, biegen; лат. littera «буква», но лат. rete «сеть» (вторая часть лат. littera представляет собой анаграмму первой)12; др.-инд. var-na «буква», но и.-е. *uеr- «плести, гнуть»; латышск. bщrts «буква», но и.-е. *bher- «гнуть, плести»; греч. γράμμα «буква», но и.-е. *ger- «плести, гнуть». Ср. также: русск. буква, но русск. бог (и.-е. *bhag-), и еще: англ.диал. buck, bug «насекомое» (в ряде случаев названия насекомых соотносятся с названием птиц: ср. типологически ср.-брет. lapous «вредное насекомое», но также «птица»). Ср. еще: авест. merega-, перс, murg, осет. marg «птица», но русск. мережа «особый вид сети; ячеистая ткань», ирл. mearg «морщина», и.-е. *merga- "forked stick", нем.диал. Mirken «гримасы».

Любая линия, любая рисованная фигура, знак, буква для древнего сознания олицетворяли божественную вечность: ср. арм. tar «буква»13 (тот же корень входит в лат. lit-ter-a «буква»), но лат. e-ter-nitas «вечность» (ср. др.-англ. teors «penis»: божественная потенция); гот. meljan «писать», но гот. mel «время, вечность»; чеш. has-lo «знак; буква», но русск. час; др.-инд. varna «буква», но и.-е. *uеr-mеn: русск. время; литовск. pa-veik-slas «рисунок, картина», но русск. вечный, вечность; интересно др.-инд. аksara-«буква», буквально «неизменная, вечная»; ср. далее др.-англ. metan «рисовать, чертить», но литовск. metas «время, вечность»14.

Вместе с тем понятия буквы и знака соотносятся с понятием руки и пальца: ср. и.-е. *mad- «знак», но и.-е. *mat-, *mad- «палец, рука»15; и.-с. *ker- «рука», но лат. scribere «писать» (*ker-).

Понятие буквы часто соотносится с понятием травы или волос (символ божественной силы, а также символ узла, плетения): ср. греч. γράμμα «буква», но лат. gramen «трава» (ср. др.-англ. gers «трава»); алб. bar «трава» (и.-е. *bher-), но латышcк. burts «буква» (ср. литовск. burtai «колдовства»); др.-инд. tr-na- «трава»: элемент *ter- с метатезой и без метатезы образует латинское слово lit-tera «буква» (тот же элемент находим в русск.трава); др.-сев. bygg "Gerste", но русск. буква (ср. литовск. bukis «сеть, плетенка»); авест, varesa- «волосы», но др.-инд. varna «буква» (*uer-).

Понятие буквы может также соотноситься с понятиями «бог», «храм»: ср. греч. γράμμα «буква», но хет. karimni «бог» - «храм»; русск. буква, но русск. бог (ср. нем. диал buggerиn "fluchen"), а также литовск. bukis «сеть, плетенка» (божество как вселенский Порядок и Гармония, олицетворяемые связью, плетением): типологически ср. греч. γράμμα «буква», но и.-е. *gher-l*ger «связывать, плести»; др.-инд. varna «буква», но и.-е. *ιιer- «связывать», ср. тох.В warnai «начинать, зачинать» (божество как вселенское начало): ср. хет. warnu "burn" (плетение языков пламени).

Лексемы со значением «звук» - «буква», «слово» - «говорить», как уже говорилось, соотносятся с понятием узла, связи, плетения, текста (слово мыслилось как текст), а с другой стороны, с понятием пути. Ср. в этой связи: греч. λόγος «слово», греч. λεγειν «говорить», но ирл. slige «дорога, путь» (и вместе с тем и.-e. *leg- «связывать», ср. лат. ligare «связывать»); гот. wigs «путь, дорога», но и.-е. *uek-, *ueg- «говорить» (но также «связывать»). Понятие слова16 может соотноситься с понятием «кровь» (символ плетения вод в антропоморфной модели Вселенной): ср. русск. слово, сербско-хорв. slovo «буква», но и.-е. *krauas «кровь»; лат. sanguis «кровь», но др.-англ. sæcgan «говорить»; греч. αίμα «кровь», но тох.А kam «звук», (речь, слово «течет», как жидкость: ср. русск. слово и и.-е. *sreu- «течь»).

Интересно также, что лексемы со значением «слово» могут соотноситься с понятием «бой, битва» (букв, «внутри слова» как символ сакрального акта): ср. ирл. briathar «слово», но валлийск. brwydr «битва»; литовск. zadas «слово, речь», но и.-е. *kad-, *kat- «битва, бой»; др.-англ. sweg «звук» < и.-е. *uек- «говорить», но др.-англ. wig «битва»; и.-е. *ag- «говорить», но ирл. *ag-, др.-инд. aji «битва», др.-англ. spaecan «говорить», но др.-в.-нем. baga «битва» (ср. др.-инд. bhaga- "vulva": слово как творящее, рождающее начало); лат. littera «буква», но лат. lites «битва, состязание»17.

Среди германских рун есть руна «хагаль», которая очень напоминает не только русскую букву ж (ст.-славянск. живете), но и след птицы, как и большинство других рун. Изображается она как , но существуют и ее вариации - полная  и укороченная, половинная . Руна «хагаль» была принципиальным иероглифом сакрального года в его шестичастном делении (что сохранилось до сих пор в индуистском календаре. где существуют всего шесть месяцев). Форма  - это сокращенный вариант , т.e. окружности года, поделенного на шесть частей. Однако параллельно с шестичастным годом рунические символы часто изображают восьмичастный год, в котором дополнительно вводится линия, соединяющая точки весеннего и осеннею равноденствий. Оба знака часто являются синонимами:  или . Руна «хагаль», означавшая куст (hag), отражает образ «неопалимой купины», поскольку «купина» - это «священный куст» (heilige hag), но одновременно и «год», «цикл», который замкнут, а потому он горит и не сгорает, движется, но остается прежним18. Таким образом, «неопалимая купина» - это год, куст, божественный огонь и вечность одновременно. Восьмиконечная звезда является древнейшим преимущественным символом божества. Важно отметить сходство восьмиконечной звезды с деревом или кустом: действительно три ветви растут вверх, горизонтальная черта отмечает поверхность земли, а три нижние черты символизируют корни. Иными словами, древнейший иероглиф, изображающий Бога, и зрительное изображение куста совпали. Отсюда понятен образ Бога, говорившего из горящего куста с Моисеем. Руна «хагель»19 представляет собой стоящего человека с поднятыми руками и расставленными ногами: именно таким изображали в древности «совершенного человека», «человека-архетипа» многие сакральные и эзотерические схемы. Как ветки куста или дерева, так и языки пламени, переплетающиеся друг с другом, могли явиться праобразом «плетения письмен», которые соотносились также с отпечатками лапок птиц.20 Ср.: англ. heron «цапля»: и.-е. *ker-«огонь; гореть», но также «куст» (последний элемент этого слова соотносится с ирл. en «птица»); алб. lejlek «аист», но др.-англ. lieg (огонь» (ср. лат. lignum, «дерево, древесина»).

Буква олицетворяла Божество и символизировала Бессознательное, которое в свою очередь отождествлялось с водой: ср. греч. γραμμα «буква», но и.-е. *grem- «жидкость, вода»; лат. littera «буква», но др.-сев leidla «экстаз», др.-англ. lid «вино», и.-е. *lat- «жидкий»; гот. meljan «писать», но и.-е. *mel- «экстаз» и и.-е. *mel-l*mer «жидкий, жидкость» (ср. русск. моросить); др.-инд. varna «буква», но тох.А war «вода». В древности прах умерших и вообще любой порошок наделялся сверхестественной божественной силой: ср. в связи с этим русск. буква, но др.-инд. bukka «порошок» типологически ср. др.-англ. runa «буква», но др.-инд. renu «порошок, прах»; гот. meljan «писать», но литовск. smelis «песок» (специальный порошок использовался для нанесения буквенных знаков на поверхность).

Буква символизировала Божественную Стихию, Природу: ср. др.-сев. stæfr «буква», нем. (Buch)stab «буква», но латышск. daba «природа»; тох.А pars- «письмо, письменный текст», но и тох.А. pal «природа»; др.-англ. writan «писать», по англ. weather «погода»; греч. στοιχειον означает и «буква» и «стихия»; лат. liber «книга, свиток с письменами», но также «свободный, стихийный».

Понятие буквы соотносится также с понятием «дух, дыхание»: ср. др.-инд. varna «буква», но тох.А wras «дыхание» (*uег-); латышск. burts «буква», но англ. breath «дыхание». См. М.М.Маковский. Мифопоэтика письма//ВЯ, 1999. №5; Н.Fromm, W.Harms, U.Ruhberg (Hrsg.). Verbum et Signum. Berlin, 1975; H.-J.Spitz. Metaphorik des geistlichen Schriftsinns. Berlin, 1972.

 

1 Ср. и.-е. Vet- «повелевать» (о божестве), и.-е. *el- «краска» (оберег).
2 Связывание, «плетение» букв в слове, пересечение линий в слове - это не только символ Божественного порядка, но и мистических действий -колдовства, гадания. «Плетение» линий в букве напоминало древним «плетение» кишок в чреве принесенного в жертву животного: расположение кишок служило предметом гадания.
3 Вполне возможно, что латинское слово littera «буква» состоит из отрицательного табуируюшего элементы le- и корня, представленного др.-инд. taruh «червь, змея».
4 Ср. типологически польск. haslo «знак», но др.-инд. kasci "kind of grass", kesв "hair of the head". Ср., с другой стороны, осет. kaer «ячмень» (сырье для приготовления опьяняющего напитка). Понятие буквы, знака в древности соотносилось с божественным творением: ср. хет. has- "beget, bear". Ср. А.С.Мельничук. Корень *kes- и его разновидности в лексике славянских и других индоевропейских языков//Этимология, 1966. - М., Знак, буква считались божественной сущностью: ср. кельтск. *krab «религия», прусск. gerbin «число» (символ Вселенной), русск. скарб (богатство как символ божественной силы). Считалось, что экстаз, слияние с Божеством, наступающие в результате возлияния, не обходились без вмешательства потусторонних сил: ср. хет. herp «враг; вражеский»; ср. далее: др.-англ. lid «яблочное вино», но нем. leiden «страдать»; осет. saen «вино», но тох.А sanu «опасность», гот. winnan «страдать», но русск. вино, англ. wine и др.
5 Отметим, что насилие и страдание, по представлениям язычников, обычно были источником рождения: сама Вселенная была создана Божеством в результате разрыва Хаоса. Страдание - путь слияния с Божеством.
6 Божественная точка наиболее явственно обнаруживается в латинской строчной букве i. Геометрическая точка ничтожна количественно и не занимает никакого пространства, но именно она есть Принцип, посредством которого произведено все пространство, являющееся лишь разворачиванием ее собственных виртуальных возможностей в различных плоскостях. Равным образом арифметическая единица является самым малым из чисел, если рассматривать ее как погруженную в их множественность, но она же является самым большим числом изначально (в принципе), потому что она все их заключает в себе виртуально и производит весь их ряд бесконечным повторением себя самой. Точка есть одновременно принцип и зародыш протяженностей; единица есть одновременно принцип и зародыш чисел.
7 Ср. и.-е. *bha- «быть», *bha- «гореть»; *bha- «издавать звуки».
8 Буква W - это перевернутое М.
9 Воля возникает в сердце и в голове. Метафорой божества является не только боготворчество, но и воля.
10 Буква Τ символизирует также знак, знамение.
11 Понятие пространства может соотноситься с понятием цвета: ср. тох.А eprer «воздушное пространство», но др.-англ. earp "dunkel-farbig"; лат. regio «местность, пространство», но перс, reng «цвет, краска»; лат. pagus «местность, пространство», но др.-англ. fah «краска, цвет»; и.-е. *uеr-«пространство», но одновременно «темный цвет».
12 Ср. также: лат. litare «совершать жертвоприношение»; греч. λιτός «молитва».
13 Ср. арм. ter-cun «птица».
14 Ср. также: лат. scribere «писать» (ср. латышек, skurbs «находящийся в бессознательном состоянии, в экстазе», типологически ср. лат. Littera «буква», но др.-сев. leidla «экстаз»), но прусск. kerdan «время, вечность»; греч. σήμα «знак», но др.-сев. tima «время, вечность»; ср. др.-сев.: stǽfr, нем. (Buch)stab «буква», но латышск. daba "way, habit, nature", чешск. Doba «время» (ср. литовск. stebeti «находиться в экстазе, дивиться»).
15 Слова со значением «буква» могут быть также связаны с названиями животных-тотемов: ср. сербско-хорв. slovo «буква», но тох.А lu «животное»; нем. Bock , англ. buck «козел», но русск. буква; лат. Littera «буква», но др.-сев. liдr «змея»; др.-инд. varna «буква», но гот. Waurms «змея».
16 Ср. англ. wreath «венок» и англ. word «слово» < *uеr-.
17 Типологически ср.: латышск, burts «буква», но русск. борьба; русск. буква, но англ.диал. buck "a smart blow on the head"; др.-англ. varna «буква», но русск. свара «драка». Буква также могла символизировать пищу, божественный хлеб: ср. русск. буква, но арм. bujc «пища»; латышск. Burts «буква», но нем. Brot «хлеб».
18 Наиболее древним символом года, наиболее древним календарем была именно восьмиконечная звезда, вписанная в круг Периферия, сам круг - сезоны, то, что «горит». Центр же звезды, из которого исходят лучи, вечен и неизменен, он «не сгорает». Но именно в проявлении года, времени изначальная традиция видела проявление Высшего божества. Год является живым и наглядным воплощением двойственной природы реальности, где вечное и неизменное, духовное сочетается со смертным и переходящим, материальным. Конкретное постоянно меняется, архетипическое пребывает вечно.
19 Название руны «хагель» непосредственно совпадает с названием птицы (ср. др.-инд. ςakunas «птица») и с понятием горения (ср. и.-е. *kenk-«гореть»): ср. образ птицы феникс.
20 Типологически ср.: хет. hatrai «писать», но нем.диал. Hart, Kratt «лес».

 

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Предупреждение


Расписание


Отзывы

Мужское и женское сквозь призму сакрального


Наша страница ВКонтакте

www.vk.com/studio_name

СПИСОК КУРАТОРОВ «ШКОЛЫ ИМЕНИ» В ГОРОДАХ РОССИИ

 


Запрос на бланк именной генограммы


10 роковых ошибок, которые могут совершить родители при выборе имени для ребёнка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы Вам о них расскажем
* обязательно для заполнения
Close
  Напомнить позднее   Больше не показывать