Решетников Г.М., Жаров С.А.
Переименование. В поисках Судьбы

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Никколо Макиавелли

Изменять и улучшать - совершенно разные вещи.
Немецкая пословица

Первое, что обращает на себя внимание исследователя, задумавшегося о значимости имени для человека, это то особое и очень личное к нему отношение, при котором собственное имя как ничто другое соотносится индивидом с самим собой. Именно в соответствии с этим отношением, в качестве первого ответа на вечный вопрос «Кто я?» человек, как правило, называет свое имя. Высокую степень отождествления имени и его носителя убедительно демонстрируют и хорошо известные антропологам данные о том, что в большинстве традиционных культур люди опасались открывать свое «подлинное» имя: а вдруг недоброжелатель, узнав его, обретет над тобой власть, испортит судьбу и твою, и твоего рода? Строго оберегалось личное имя, например, в Древнем Египте. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным, а потому хранилось в тайне и произносилось лишь во время обрядов. Имя и его носитель составляли одно целое, что отражено в одном из сюжетов египетской мифологии: Изиде удалось узнать имя бога Ра, только вскрыв ему грудь.

Но если имя настолько связано со своим носителем, если из него, как мы уже не раз говорили, вырастает контекст индивидуальной судьбы, то почему различные культурные сообщества, социальные и возрастные группы и отдельные индивиды нередко прибегают к переименованиям? Чего они добиваются и, главное, что получают на самом деле?

Быть и казаться

Доподлинно неизвестно, когда человек «открывает» для себя свое имя, в каком порядке и как возникают, развиваются и меняются его установки по отношению к этому имени.

Есть данные, что в эпоху Культуры смена имени была способом освобождения от злой судьбы в том случае, когда человеку грозила реальная гибель, и ничто другое, кроме как переименование, спасти его не могло. Естественно, происходило это ритуально и занимались таким перекодированием только жрецы. Известно и о наличии в культурной среде обряда имянаречения, который проводился, когда человек достигал определенного возраста или приобретал иной социальный статус. Обряд знаменовал собой вхождение человека в новую жизнь, где прежнее имя не годилось для решения задач рода или народа, индивидуального роста или социополового становления, и необходимо было новое, с качественно иной внутренней основой. Поэтому в античной Греции, например, те, кого посвящали в жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических пластинах и топили в море, а в Китае до сих пор бытуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. Одним словом, всякое наречение, с точки зрения Культуры, считалось «высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати». И только правильно выбранное и особым способом полученное имя становилось источником силы и процветания.

Современный цивилизованный человек, оторванный от традиции, получив имя, пусть смутно, но все-таки постепенно приходит к пониманию его значимости, в том числе и к осознанию того, что по какой-то причине ему с именем не повезло. Многие, наверное, могут вспомнить одного-двух знакомых, которые категорически не принимают свое имя, данное при рождении. Внутренняя разобщенность, которая царит в самовосприятии человека, недовольного своим именем, приводит его к идее, что этот невыносимый конфликт с самим собой можно преодолеть, если заменить «неудачное» имя на такое, которое в большей мере соответствовало бы желаемой личности. Тягостные мысли о том, что его могли бы звать иначе, заставляют человека относиться к имени, как к клейму, носить которое неприятно и даже позорно. Ведь кроме своего обладателя, это имя воспринимается и его окружением. По имени судят о человеке. Поэтому в цивилизованном социуме, в отличие от общества Культуры, человек меняет имя, как правило, не потому, что «вырос» из прежнего – а потому, что прежнее недостаточно «красиво», производит «не то» впечатление. Цель при этом — не изменить судьбу, а обмануть ее, не быть, а казаться. Но беда в том, что такая замена, как правило, относится к разряду обмена «шила на мыло». То есть жизнь человека действительно изменяется, но далеко не всегда в лучшую сторону. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к историческим примерам.

В пределах судьбы

Крестьянский сын Никита Минов, родившийся в 1605 году, уже в 19 лет становится священником в соседнем селе,но после смерти своих детей, решает окончательно уйти из мира, избрав путь монашеского служения. В 1635 году он оказывается в Соловецком монастыре, где в крайне суровых и аскетических условиях Анзерского скита принимает постриг, а вместе с ним и новое имя — Никон, под которым он и вошел в историю России.

Именно появление этого имени, на наш взгляд, и повлекло за собой многие дальнейшие события. И вот почему. Имена «Никита» и «Никон» во многом схожи. И то и другое разрушают систему, в которой появляются. Но есть у них и кардинальное отличие. Никита — разрушитель потенциальный, он способен уничтожить только наиболее слабые части нездоровой антропонимической системы. Не случайны, в связи с этим, и смерть детей Никиты Минова (разрушение Родовой системы), и выбор им пути церковнослужителя. В противоположность Никите, Никон выступает как разрушитель активный, как ниспровергатель старых правил и законов, способный потрясти основы всей системы. Именно такой сценарий, заложенный в этом имени, и реализовал его носитель всего лишь за 18 лет. В течение этого времени Никон делает стремительную карьеру: сначала становится игуменом Кожеозерской обители, затем, обратив на себя благосклонное внимание царя Алексея Михайловича, архимандритом московского Новоспасского монастыря, потом митрополитом Новгородским и, наконец, после кончины патриарха Иосифа, избирается всероссийским святителем.

Весной 1653 года программа имени Никон вошла в стадию кульминации. Новый патриарх приступил к жестким реформам и фактически спровоцировал начало величайшего церковного раскола, повлекшего за собой долгие годы вражды, усобиц и кровавого передела как внутри церкви, так и в жизни государства. Неизвестно, чем все это могло бы закончиться, если бы в самом имени святителя-реформатора не содержался механизм самоуничтожения. Говоря современным языком, Никон превысил свои полномочия. Решив идти до конца, он начал проводить политику доминирования церкви и в управлении страной. Не желая уступать власть патриарху, царь резко разошелся со своим недавним любимцем. В результате, решением Собора 1667–1668 года с Никона был снят патриарший сан, а сам он сослан под надзор сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Новый царь, Федор Алексеевич, разрешил ему вернуться в столицу лишь в 1681 году. Начались даже переговоры о возможности восстановления опального патриарха в прежнем святейшем достоинстве. Однако по пути в Москву Никон скончался: по всей вероятности, он уже выполнил свою задачу.

Другая значимая историческая личность, чья судьба изменилась вместе со сменой имени — дочь литовского крестьянина, Марта Самуиловна Скавронская, более известная как российская императрица Екатерина I.

Сведения о ее детстве туманны. Известно, что ее мать, овдовев, переселилась в Лифляндию, где вскоре умерла. Судьбою сироты занялась ее тетка, которая отдала ее в услужение местному пастору. Вскоре Марта поступила в дом к суперинтенданту Глюку. Тот, дабы пресечь ее слабость к мужскому полу, обручил ее со шведским драгуном, который накануне свадьбы отбыл на войну. После взятия Мариенбурга к Скавронской воспылал страстью сначала генерал Боур, затем Шереметев, и, наконец, ею завладел фаворит Петра I Меншиков.

Марте было двадцать три года, когда в 1705 году Петр, будучи в гостях у своего любимца, увидел ее, – и перевез во дворец. Тогда же она приняла православие и новое имя — Екатерина Алексеевна.

По свидетельству современников, Екатерина стала для Петра своего рода «походной офицерской женой», способной спать на жесткой постели, жить в палатке и делать верхом на лошади двойные и тройные переходы. Во время персидского похода она даже остригла волосы и носила гренадерскую шапку. Екатерина делала смотр войскам, проезжала по рядам перед сражением, ободряя словами солдат и раздавая им по стакану водки. Пули, свистевшие над головой Екатерины, почти не пугали ее. Многие царедворцы отмечали тогда, что «в ее характере самая чувственная женственность соединялась с чисто мужским напором». Именно такая спутница, именно с таким именем и необходима была царю-реформатору. Ведь задача Екатерины как раз и состоит в отсечении отжившего, мешающего изменению системы.

После смерти Петра Екатерина была возведена на престол Меншиковым, который фактически был правителем страны. И здесь, когда исчезла руководящая идеологическая застройка Петра, имя «Екатерина» пошло «в разнос». За годы правления Екатерины I было загублено немало начинаний ее мужа. Например, упразднено разделение властей и местное самоуправление. Разрушена стройная организация Сената и искажена коллежская реформа. Екатерина не остановилась даже перед такой реакционной по отношению к делу Петра I мерой, как соединение цифирных школ с духовными семинариями, отдавшее народное образование в руки духовенства.

Кроме ломки петровских начинаний, следуя программе своего имени, Екатерина активно занялась и самоуничтожением. Современники с горечью упоминают о ее невоздержанности в употреблении алкоголя и сексуальных отношениях с многочисленными фаворитами. Стоит ли удивляться, что такая жизнь всего лишь за два года привела ее к тяжелой болезни, а затем и кончине.

Примеров изменения судьбы после смены имени можно привести немало. Но мы ограничимся лишь двумя самыми яркими и известными, тем более, что они весьма наглядно показывают: если менять имя, не учитывая его образной структуры, не понимая потребностей антропонимических систем и задач конкретного временного цикла, - ничего хорошего не выйдет. Да, малоизвестному приходскому священнику Никите Минову удалось достичь на какое-то время вершин власти, но тем больнее было для него падение. К тому же со сменой имени его изначальная разрушительная программа, по сути, не изменилась. Она лишь получила новое русло. Нечто подобное произошло и с безграмотной служанкой Мартой, которая, превратившись в Екатерину, стала сначала женой российского царя, а затем и правительницей страны. Однако, по странному, а на самом деле закономерному, стечению обстоятельств, задача у ее нового имени была, по сути, та же, что и у старого, хотя оно и звучало совершенно иначе. Программа имени «Марта» состоит в том, чтобы ослаблять мужское начало или, выражаясь языком психоанализа, «кастрировать» мужчин (отсюда и активная сексуальная жизнь Марты до встречи с Петром). «Екатерина», в высшем своем аспекте, также реализует задачу отсечения (правда только всего нежизнеспособного), а в низшем, без структурирования извне, превращается в палача, в том числе и своего собственного.

Так, или примерно так, с различными нюансами, и происходит современное переименование. Тот, кто выбирает или берет на себя смелость давать новое имя, воспринимает его как совершенно иное. Но проблема в том, что находясь в пространстве прежнего имени, невозможно придумать ничего кардинально отличного от той программы, которую оно реализует. В лучшем случае ее удается только несколько «подправить», а в худшем — еще более осложнить.

Менять или изменяться?

«Всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя», - писал Сергий Булгаков. Поэтому смена имени, по сути, становится началом преобразования судьбы. И для того, чтобы эти перемены действительно помогли исправить судьбу, акт смены имени необходимо понимать как обряд, который знаменует собой качественный переход в иное состояние. То есть перенаречение есть осознанное действие, основанное на глубинном знании структуры и образов имен, а также их задач и способов взаимодействия с другими именами в антропонимических системах. В противном случае происходит не смена, а подмена имени, а значит и судьбы, в чем мы могли убедиться на приведенных выше исторических примерах.

Русский ученый Павел Флоренский писал: «Я утверждаю, что имена оказывают огромное влияние на судьбу. Они - тончайшая плоть, посредством которой определяется духовная сущность». Поэтому каждому человеку, задумавшемуся о переименовании, крайне важно осознать эту пророческую роль имени. Может быть, для начала, стоит глубже понять свое нынешнее имя, его задачи и его послание к нам? Ведь оно дано нам не случайно. Это своего рода карта Пути, способная рассказать о нашей истинной природе и показать источники подлинной внутренней силы.

Безусловно, желание сменить имя может быть действительно обоснованно, особенно сейчас, когда на смену Лунной эпохе идет Солнечная. Носителям имен «лунной» или «материнской» парадигмы становится все труднее жить в мире, в котором начался рассвет и будущее принадлежит именам «солнечным» или «отцовским». Но в таком случае без умения различать имена «солнечного» и «лунного» списков выбирать имена сегодня просто бессмысленно и даже опасно. Такой поиск — это очень ответственное действие, которое допустимо лишь в особых случаях и по плечу только человеку, который владеет знаниями особого рода. Иначе, имя, выбранное случайным образом, взятое «по наитию», может стать либо дополнительной социальной маской, за которой можно спрятаться от опасного, полного угроз мира, а точнее, от себя самого, либо тем коленом, через которое будет сломана дальнейшая судьба переименованного человека.

Имя — это ключ к Судьбе, оно открывает человека. Сменив ключ, мы неизбежно должны будем заменить и замок. Готовы ли вы к этому? Не лучше ли будет, вместо того, чтобы отбросить старое имя, раскрыть его возможности? Ведь оно, следуя мысли философа А.Лосева, есть предел осознанного самовыявления человека. В своем имени он достигает наибольшего расцвета и наполнения, и только в нем является как таковой, цельно и нераздробленно.

Григорий Решетников
© Станислав Жаров
Вверх

 

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ


Предупреждение


Расписание


Отзывы

Мужское и женское сквозь призму сакрального


Наша страница ВКонтакте

www.vk.com/studio_name

СПИСОК КУРАТОРОВ «ШКОЛЫ ИМЕНИ» В ГОРОДАХ РОССИИ

 


Запрос на бланк именной генограммы


10 роковых ошибок, которые могут совершить родители при выборе имени для ребёнка

Подпишитесь на нашу рассылку, и мы Вам о них расскажем
* обязательно для заполнения
Close
  Напомнить позднее   Больше не показывать